Капельки радости

Объявление


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Капельки радости » Дети » Детские рисунки как проективная техника


Детские рисунки как проективная техника

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Графическое изображение уверенности и неуверенности

Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые застенчиво занимают только маленькую часть листа.

Напротив, уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют свободно с забавной развязностью, создавая фигуру, выражающую своим размером, размахом и броским расположением на странице свободу от сдерживающей тревожности.
http://adalin.mospsy.ru/img4/rr01.jpg
Нарисован неуверенной девочкой

http://adalin.mospsy.ru/img4/rr02.jpg
Выполнен уверенной девочкой

2

Пропуск верхних конечностей

Отсутствие рук в рисунках детей старше 6 лет может быть показателем застенчивости, пассивности или задержки интеллектуального развития. Пропуск рук в рисунках становится отклонением к 10 годам, когда уже более 90% детей изображают на рисунках руки.

Вэйн и Эйсен считают отсутствие рук на рисунке одним из 4 показателей, которые выявляют с большой долей вероятности неприспособленных детей в возрасте между 5 годами 3 месяцами и 6 годами 5 месяцами. Другие три показателя - отсутствие тела, отсутствие рта и нелепый, причудливый рисунок. Спрятанные руки интерпретируются как выражение чувства вины.

Выделение рук и пальцев

Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии, если это "автопортрет". Если изображены родители или няня, то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную агрессию.
Маленькие, неустойчивые ноги

Неуверенные дети часто изображают неустойчивые фигуры, шаткие, с крошечными ногами, не дающими эффективной поддержки. Дети бессознательно и символично выражают нестабильность личности, отсутствие крепкого основания. Недостаток базового чувства защищенности приводит к нарушению развития личности; постоянное чувство тревоги к тому же препятствует развитию эмоциональной зрелости и достижению психического здоровья. Эрик Эриксон в своей книге "Детство и общество" показал, как много зависит от установления базового чувства доверия в течение первого года жизни.
Источник: Джон Дилео "Детский рисунок. Диагностика и интерпретация".
Полностью статью можно прочитать здесь   http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0028.shtml

3

Кто такой ребенок? "Как кто? - удивится взрослый. - "Маленький человек"! И в этом ответе кроется ошибка. Мир детей - не копия нашего взрослого мира. Это народец, который мыслит и развивается по своим законам, у которого свои ценности.
"Рисунок семьи" - одна из самых популярных методик, которую используют психологи в работе с детишками уже младшего дошкольного возраста. Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами.
Некоторые варианты методики предусматривают беседу о персонажах после рисования. Иногда задание дается и ребенку, и взрослым. И тогда появляется возможность сравнить точки зрения на семейные отношения отца, матери и детей.
Символическое истолкование рисунка вполне доступно людям и без педагогического или психологического образования. Заметим лишь, что методика не предназначена для оценки интеллекта ребенка и не дает информации о его готовности или неготовности к школе.
Как понять, дорос ли ребенок до выполнения теста? До тех пор, пока изображенный ребенком человек напоминает шарик с ручкам и ножками (что характерно для всех детей), применять методику рано. Примерно с четырех-пяти лет голову и туловище ребенок начинает рисовать отдельно. Вот с этого моменты можно использовать тест.
Тест "Рисуем семью". Интерпретация, разработанная  психологом, доктором психологических наук В.К. Лосевой.
Помните, не стоит наводить ребенка на мысль, кого рисовать. Даже если он задаст вопрос, рисовать ли ему бабушку, скажите, что можно изобразить, кого захочется. Дайте ему простой карандаш и стандартный белый лист бумаги. Ни в коем случае нельзя пользоваться ластиком. Если ребенок сочтет рисунок "окончательно испорченным", просто предложите новый лист. Внимательно следите, в каком порядке рисуются люди и предметы. Существует большая психологическая разница в отношении ребенка к тому, кого он нарисовал первым, и кого вообще не изобразил под предлогом "не поместилось".
Попросите автора подписать всех персонажей. Это тоже важный момент. Например, ваша дочь подписывает фигуру старшего брата "Сашенька", а лежащую в коляске сестренку - "младшая сестра". Разница в эмоциональном отношении к ним сразу понятна. Информацию, которую вы получите, нельзя использовать для упреков ( "Почему ты не любишь младшую сестричку?") Если ребенок еще не умеет писать, пусть расскажет, кого он нарисовал.

Обратите внимание и на неодушевленные предметы на рисунке. Это для нас, взрослых, они неодушевленные. В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон могут даже вступать в своеобразные "отношения" между собой и персонажами рисунка. И ребенок здесь не так уж и не прав. Просто взрослые зачастую скрывают эмоциональную привязанность к своим "игрушкам". А если вы на рисунке видите папу, который наполовину исчез под капотом машины, и маму, сидящую с телефоном, то даже неспециалисту не составит труда сделать вывод: сколько папа проводит время с машиной, мама - с телефоном, а сколько - с ребенком и друг с другом.

Если на рисунке много предметов и мало людей, то это не свидетельствует об эмоционально бедной среде в семье. Скорее о направленности эмоций на мир вещей. Что тоже не является признаком жадности. Чаще всего ребенок выражает стремление родителей к постоянству, ведь каждая вещь - символ стабильности.
Как часто, глядя на сына или дочь, мы вздыхаем: и почему мне так трудно с ним (или с ней)? И будем до крайности удивлены, что и ребенок, глядя на нас, задает себе тот же вопрос: почему мне так трудно с этим взрослым? Предложенная методика поможет вам лучше понять друг друга. Надо только довериться интуиции и познакомиться с правилами психологического истолкования рисунка семьи.

4

Руки, ноги, огуречек - вот и вышел человечек!

У ребенка совершенно особое видение рук! Ведь первоначальная природная функция рук - цепляться за тело мамы, устанавливая с ней тем самым контакт. И лишь пережив отрыв от матери, ребенок открывает для себя другую функцию рук - функцию воздействия на мир. Тогда-то на его рисунках и появляются руки в виде "варежки" или "с пальчиками". И не надо пугаться, если пальчиков окажется не пять, а больше. Это означает, что ребёнок видит себя ( или другого персонажа) более сильным и могущественным, чем других членов семьи. Если пальцев больше на левой руке - то в сфере семейных отношений. На правой - вне семьи - в детском саду, школе или во дворе. Если пальчиков меньше пяти, то ребенок чувствует себя слабее окружающих. И еще одна деталь: чем могущественнее воспринимается персонаж, тем руки у него длиннее.

Персонажи, которые соприкасаются или почти соприкасаются руками, по внутреннему ощущению ребенка находятся в психологическом контакте.

Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем более персонаж воспринимается твердо стоящим на земле.

Иногда на рисунках встречаются "отрывы" конечностей и голова, нарисованная отдельно от тела. Это сигнал страха - боязнь потерять то, что символизируется "недорисованной" ногой или рукой. Например, недорисованная правая рука может свидетельствовать о боязни потерять свой статус в детском саду или школе.

Разрывы контура - тоже частый элемент рисунка. Разрывы контура чаще можно наблюдать при изображении головы и туловища. Например, разрывы при рисовании головы объясняются следующим образом. Разрыв с правой стороны - восприимчивость к мнению социального окружения. С левой стороны - податливость к давлению семьи. Разрыв линий на макушке - податливость абстрактным нормам и авторитетам. Не доведенные линии снизу и со стороны шеи - недостаточный контроль над собственными влечениями.

5

Кто милее всех на свете?

Хотим сразу предупредить родителей: получив рисунок, вы будете обескуражены. Вам покажется, что рисунок именно вашего ребенка никакая методика объяснить не в силах. Или, наоборот, вы не в силах интерпретировать рисунок только вашего ребенка. Прежде всего возникнет вопрос: чем отличается рисунок в вертикальной плоскости от рисунка в горизонтальной? Ведь в первом случае чаще всего фигуры расположены одна под другой, а во втором - "в ряд"? Как различить эти нюансы - "самый большой человек как самый любимый" и "самый большой человек как обладающий наибольшей властью"? Ответы на эти вопросы придут только с опытом. А пока доверьтесь интуиции.

Единственный совет - не пытайтесь сразу дать толкование деталям. Постарайтесь "увидеть" рисунок в целом. Что прежде всего бросается в глаза? Прежде всего, в глаза бросается "большое"!

Размер изображенного человека (а иногда и предмета) напрямую связан с тем, какое место в душе ребенка занимают отношения с этим человеком. Например, для мальчика, изобразившего бабушку по размеру больше остальных членов семьи, отношения с ней стоят на первом месте. А учитывая, что бабушка не только самая "большая", но и расположена на рисунке "выше" остальных членов семьи, можно предположить, что для ребенка бабушка в семье и самое авторитетное лицо.

Посмотрите, кто на листе (обычно это ярко выражено в рисунке в вертикальной плоскости) расположен выше, а кто - ниже. Наибольшей властью в семье обладает персонаж, который расположен выше всех, хотя он может быть и самым маленьким по размеру. Ниже всех изображен тот, чье влияние в семье минимально.

Расстояние между персонажами связано с дистанцией психологической. Кто ребёнку ближе всех, того он и изобразит рядом. То же самое относится и к другим персонажам. Тех, кого ребёнок воспринимает как близких между собой, будут стоять рядом.

После того, как рисунок закончен, обязательно расспросите, кто есть кто. Возможно, вас ждет сюрприз. Тот персонаж, которого вы приняли за дедушку, окажется не настоящим дедушкой, а Дедом Морозом! Появление вымышленных персонажей свидетельствует о неудовлетворенных потребностях, которые ребенок реализует в своей фантазии. Такому персонажу надо обязательно уделить внимание и подробно расспросить о нем. Из рассказа вы поймете, чего не хватает сыну или дочери в реальной жизни.

Обратите внимание и на отсутствующих персонажей. Вас не должны ввести в заблуждение фразы: "Младшего братика я забыл нарисовать", а для "папы не хватило места". Скорее всего, брат вызывает ревность, а с папой нет эмоционального контакта, его как бы нет в мире ребенка. Может отсутствовать на рисунке и сам автор. И тогда это повод поразмышлять - нет ли у ребенка трудностей самовыражения с близкими людьми? Если "озвучить" чувства, это будет выглядеть примерно так: "Меня здесь не замечают" или "Мне здесь нет места".

6

Для чего тебе такие большие уши?

Казалось бы, такие мелкие детали как глаза, рот, уши трудны для изображения, и ребенок рисует их так, как может, поэтому никакой смысловой нагрузки они не несут. Но это не так. Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.

Если вы спросите малыша, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ - "Чтобы слышать"! Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а прежде всего критические замечания и мнение о себе. Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А вот персонаж "без ушей" вообще может игнорировать то, что о нем говорят.

Что для ребенка символизирует рот? Это, прежде всего орган для нападения - чтобы кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими и (или) затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. Кстати, это вовсе не значит, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких персонажей нарисованы ещё большие уши - чтобы слушаться.

Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы "приклеена" к туловищу. Когда же появляется шея и что она символизирует? Шея в графической интерпретации - способность к контролю разума ("головы") над чувствами ("телом"). Когда у ребенка появляется пусть небольшая, но способность контролировать свои чувства, на рисунке появляется шея.

Тот персонаж, у которого шея есть, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет - не способен.
Иногда встречаются, казалось бы, ставящие в тупик рисунки. Например, у папы и мамы шея отсутствует, а сам автор изображен с шеей. Но это, конечно же, не значит, что ребенок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: "Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа - когда захочу! И конфет есть так много - как мама"!

Если шея длинная и тонкая, то в сознании автора конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Если же короткая и толстая, то данный персонаж мыслится как не имеющий проблем в этой сфере.

Что касается головы, то тут все просто. Самый умный член семьи - самый "головастый".

7

Кто сидел на моем большом стуле?

И ещё несколько общих замечаний. Иногда вместо членов семьи дети рисуют неодушевленные предметы. К примеру, папа изображен в виде компьютера или удочки. К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они не обязательно означают отсутствие эмоционального контакта персонажа с членами семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так.

Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на неодушевленные предметы. Вещь, наиболее близко расположенная к персонажу, как считает ребенок, наиболее интересна для него.

Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой.

Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим "взрывом". Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы деятельности для семьи. На рисунке одного ребенка было изображено три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата.

Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диване, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают.

Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа.

И напоследок окиньте взглядом весь рисунок в целом. Как распределены персонажи? Равномерно по всему листу или смещены вверх или вниз? Пространство листа - своего рода аналог жизненного пространства человека. И так же, как в реальной жизни, на листе бумаги ребенок стремится занять собой столько места, сколько, как ему кажется, он "заслуживает". Поэтому если человек "мельчит", это говорит о его низкой самооценке. Если группа маленьких людей изображена в верхней части, а низ листа остался пустым, то низкая самооценка в данном случае сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек нам как бы говорит: "Мне в жизни многое хочется, но у меня мало что получается". Если маленькие человечки нарисованы внизу, а верх остался пустым, это свидетельствует не только о низкой самооценке, но и о низком уровне притязаний.

Опираясь на предыдущие правила, каждый родитель сможет проявить способности к символическому истолкованию рисунков, лучше понять ребенка и его проблемы, увидеть нюансы отношений, которые раньше не замечались.

Если в рисунке что-то будет совсем уж не ясным (например, ребенок может изобразить так называемый "римский бюст" - фигуры людей будут изображены по пояс да еще обведены в рамочку) лучше не фантазировать, а вообще отказаться от интерпретации.

Посмотрев на себя и свои отношения с близкими глазами своего сына или дочери, вы сможете найти новые пути для решения проблем и гармонизации отношений.
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030169.shtml

8

Развивающие компьютерные методики для детей 5-7 и 7-9 лет http://adalin.mospsy.ru/discs.shtml

9

Психология цвета.
Взято здесь.

С древних времен человечество придавало цвету символическое значение. Группа ученых разработала методику «Цветные дети», с помощью которой по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, можно определить характер ребенка, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье, а главное – спрогнозировать, каким он вырастет.

В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках Ваш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, можно выделить разные особенности его характера.

"Желтые дети"

На языке цвета желтый – цвет духовности, но в то же время и опасности. Это люди свободные, оригинальные, инакомыслящие, а потому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть. Больше всего предрасположены к творчеству. "Желтый" ребенок – мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как не практичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.

"Красные дети"

Красный цвет – цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы, власти. Эти дети открыты и активны. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непослушными, возбудимыми, непоседливыми, ломающими игрушки. Когда они вырастут, то высокая работоспособность, будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего. Среди ярких политиков чаще всего встречаются «красно-желтые» (красный – наиболее любимый), среди умных – «желто-красные».

"Синие дети"

"Синие» дети – полная противоположность «красным». Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей – красным. «Синий» ребенок – спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитают задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.

"Фиолетовые дети"

На языке цвета фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость. Дети живут богатым внутренним миром и отличаются артистизмом, очень чувствительны. Их легко загипнотизировать, они возбудимы. Стремятся произвести впечатление, но при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы, более других нуждаются в поддержке и поощрении.

"Сине-зеленые дети"

На языке цвета «сине-зеленый» означает воду, лед, холод, глубину, гордость, престиж, тщеславие. Данный цвет – индикатор состояния нервной системы. У того, кому он нравится, нервы перенапряжены. Такое нервное напряжение определяется характером человека, или может быть вызвано ситуацией, когда человек боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, вызвать в свой адрес критику. Не случайно «сине-зелеными» являются все чиновники и администраторы. Поэтому очень важно уберечь «сине-зеленых» от излишней регламентации. Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу, заменять наказание на поощрение, возможно, снизить требования (например, не требовать учиться только на пятерки).

"Зеленые дети"

«Зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность ( консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности.

"Оранжевые дети"

Эти дети легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые», но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама – этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздразжает и опустошает.

"Коричневые дети"

В коричневом цвете оранжевый глушится черным, дискомфорт первого не так заметен. Приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах коричневый цвет у «коричневых» детей становится способом создавать свой мир, надежный и закрытый, маленький мир, который будет создавать чувство безопасности. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях, и, наконец, умственная неполноценность.

"Черные дети"

Черный цвет, как цвет угрозы, совершенно противопоказан детям. Дети редко предпочитают его, но если ребенок предпочитает всем цветам черный - это свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее цвет, тем сильней угроза, тем драматичнее состояние ребенка.

"Серые дети"

Иную психологическую картину дает серый цвет, тоже противопоказанный детям и означающий рутину, беспросветность, отторжение, бедность. Чаще всего «серые» дети очень тихие, несмелые, замкнутые. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Если человек не может определить, нравится ему серый цвет или нет – это первый признак усталости.

"Пастельные цвета"

Это типичные инфантильные тона, и если их предпочитает взрослый, значит он сохранил в себе «ребенка» и связанные с этим черты характера.

Голубой цвет говорит о свободе, беззаботности, склонности к перемене обстановки. Обычно его предпочитают мальчики. Часто из таких мальчиков вырастают моряки или летчики.

Розовый цвет обычно предпочитают девочки. «Розовый ребенок» обычно нежный, слабый, робкий. Такой ребенок очень зависим от окружающих, нуждается в постоянной поддержке. Когда розовый цвет предпочитает мальчик, он как личность проявляется сильнее.

Лиловый цвет также обычно предпочитают девочки. Он говорит о таких чертах характера как слабость, нежность, чувство одиночества, беззащитность. «Лиловый» ребенок часто погружен в свой собственный мир, как правило, очень артистичен.

10

ТЕСТ "НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА"
(чем ваш ребенок отличается от других детей?)
Разработан К.Маховер в 1946г.
на основе теста Ф.Гудинаф

Цель методики. Определение индивидуальных особенностей личности ребенка.

Используемый материал. Типичный для рисуночных тестов.

Инструкция. "Нарисуй человека, какого хочешь". Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На все уточняющие вопросы ребенка отвечать уклончиво, например: "Ты начни, а дальше легче будет..."

Порядок проведения. После того как рисунок завершен, исследователь должен спросить у ребенка, все ли он нарисовал, а затем перейти к заключительной беседе, которая строится на основании рисунка, его особенностей и анализа элементов, в процессе которой исследователь может прояснить все неясные моменты рисунка. С помощью беседы, благодаря выражению испытуемым отношений, чувств, переживаний, исследователь может получить уникальную информацию, касающуюся актуального эмоционального, психологического состояния испытуемого. Беседа может включать вопросы: кто этот человек? где он живет? есть ли у него друзья? чем он занимается? добрый он или злой? на кого он смотрит? кто смотрит на него?

Запись. Все вопросы, реплики, стирания и дополнения рисунка, а также время рисования фиксируются в протоколе.

Интерпретация. Строится на последовательном анализе следующей информации:
1) кто изображен;
2) что он делает в данный момент, по словам автора;
3) пропорциональность фигуры и особенности изображения отдельных частей, расположение на листе;
4) декорирование и окраска;
5) наличие дополнительных аксессуаров;
6) качество линий (нажим, равномерность и пр.);
7) о чем говорил ребенок при беседе.

К данной методике в полной мере применимы все общие моменты, касающиеся рисуночных тестов, а также интерпретационный материал теста "Дом - Дерево - Человек" в той его части, которая относится к рисунку человека.

Образ тела на рисунке чутко реагирует на воздействие раздражителей, нарушающих ровное течение эмоциональной жизни ребенка. Поэтому в рисунке человеческой фигуры будут символически отражаться проблемы, возникшие в результате осознания ребенком своих чувств. Таким образом, рисунок становится глубинным портретом личности. В соответствии степени расстройства и образ тела, в его графическом представлении, может стать отличным от нормальных и общепринятых представлений - от небольших отклонений в деталях до полного разрушения. Среди наиболее распространенных отклонений - изображение фигуры с разрозненными частями тела, отсутствие человека на рисунке, поразительно неуместные детали, стирание только что нарисованной человеческой фигуры, застывшие роботоподобные фигуры. Такие случаи могут наблюдаться в рисунках детей с серьезными расстройствами нервной системы.

Невротичное поведение и чувство неполноценности могут выражаться в том, что на рисунке будет изображена маленькая фигурка, часто - в нижней части листа, с крошечными ступнями; или властная фигура одного из родителей преувеличенных размеров. Эти качества могут выражаться и в чрезмерной штриховке, в откровенном изображении гениталий, в сокрытии генитальной области, в спутанной сексуальной роли, в акцентировании внимания на руках или упущении рук или кистей, в изображении темных облаков и затемненного солнца.





Это интересно

11

ЧТО РИСУЕТ ВАШ РЕБЕНОК?
Рисунки вашего ребенка помогут вам узнать скрытые стороны его натуры и выбрать правильный метод воспитания. Возьмите несколько его рисунков которые он нарисовал от себя и посмотрите, что на них нарисовано.
ЦВЕТОЧКИ, СОЛНЦЕ, ГИРЛЯНДЫ.
Вашему ребенку не хватает вашей любви. В душе ему совсем не весело, как на его рисунках. Постарайтесь всегда показывать ему, что вы его очень любите. Больше проводите с ним времени и чаще его ласкайте.
ЧЕЛОВЕЧКИ.
По этим рисункам можно судить о том, как ваш ребенок относится к своей семье. Внимательно присмотритесь к этому рисунку. Как он нарисовал свою маму, где стоит папа, с чьей стороны ваш ребенок нарисовал себя. Попросите, чтобы ваш ребенок нарисовал свой детский сад или школу. По этому рисунку вы сразу увидите, как он себя чувствует в коллективе.
ЛИЦА.
Если на рисунке у людей мелкие черты лица, значит ваш ребенок очень замкнут, если черты лица резкие - он любит повелевать, а большие глаза в рисунках говорят о том, что у вашего ребенка очень чувствительная натура.
ЖИВОТНЫЕ.
если ваш ребенок рисует собачек и кошечек, значит он очень заботливый. Если он рисует птиц - он боится ответственности.
ЗВЕЗДЫ, КРИСТАЛЛЫ.
Ваш ребенок очень романтичный и мечтательный. Он будет пользоваться успехом у противоположного пола.
Если вы хотите узнать, как ваш ребенок относится к самому себе, то дайте ему лист бумаги на котором нарисован круг и попросите его дорисовать.
Если ваш ребенок нарисует солнце - это значит, что он всегда должен быть в центре внимания.
Если он нарисует цветок - он очень ранимый и эмоциональный.
Если рожицу - значит у вашего ребенка очень развито чувство юмора и он очень общительный.

Нашла ЗДЕСЬ.

12

Психоанализ. Случайные рисунки
Это больше для взрослых.

"Две трети людей в то время, когда заняты только их уши, хватаются за карандаш и что-нибудь рисуют. Но что это означает?

На многочисленных совещаниях и заседаниях на листах бумаги возникают домики и узоры, буквы и геометрические фигуры. Карандашом водит наше подсознание - мы ведь не задумываемся над тем, что рисуем. Поэтому каракули, возникающие на бумаге, можно считать зеркалом души. Подобно линиям на ладонях, «каракули» отражают мысли, чувства и даже жизненные позиции...

Однако имеет значение не только то, что нарисовано, но и как нарисовано.

Итак, несколько наиболее типичных рисунков и их значения.
источник

Масти и пасти.

Только веселый и жизнерадостный тип будет заполнять лист мордочками, хвостами, лапами всевозможных мастей. Такой человек открыт и дружелюбен по отношению к царю зверей тоже. Конфликтовать он не любит, хороший климат в коллективе для него важен необыкновенно.

Спирали.

Типично женский рисунок, - утверждают психологи. Человек находится в поисках гармонии и надежности. Возможно, ему недостает времени для раздумий, и он хотел бы остановиться, чтобы заглянуть в свою душу.

Сердца, сердечки - большие и маленькие.

Вполне прозрачный символ. Тут одно из двух: человек либо уже тотально влюблен, либо готов вот-вот с головой броситься в умопомрачительное любовное приключение.

Небо, солнце, облака.

Жизнерадостные рисунки сообщают: «Я - мечтатель, у меня богатая фантазия». Мягкие, текучие формы позволяют распознать человека сердечного, чувствительного. Облачко и солнце говорят о легком, радостном человеке, который с оптимизмом смотрит в будущее.

Грубые линии.

Характерны для человека, который находится как раз в самом эпицентре сложного конфликта или проблемы. Чем сильнее нажим, чем жирнее линии, тем выше накал внутреннего возбуждения, но вместе с тем и упорнее желание поскорее разобраться со всем этим. Человек энергичный, решительный. Каждая сильная,

энергичная линия - это атака, на которую в прямом разговоре может не хватить мужества.

Камень на камне.

Эта скрупулезно вырисованная стена говорит о реалисте, который планомерно, шаг за шагом идет к своей цели. Раз уж он рисует так аккуратно и точно, то наверняка знает, чего хочет.

Головы и лица.

Так может рисовать только полный юмора и общительный тип, который с удовольствием смеется и над собой тоже. Оптимизм - его жизненное кредо. Он не устает заводить новые знакомства и не забывает поддерживать старые. Он обладает от природы острым умом, но - будьте осторожны: такие люди довольно саркастичны, их ирония может больно ранить.

Домики и коробки.

Симметричные формы демонстрируют любовь к порядку, склонность к планированию и расчетам. Такого человека нелегко сбить с толку. У него достаточно ясные цели, он привык решительно отстаивать свое мнение.

«Кренделя».

«Кренделя» часто соотносятся с эгоцентричностью и тщеславием. Все кружится около собственной персоны. "Кренделя" могут сигнализировать: мои мысли вертятся вокруг одной серьезной проблемы, решения которой я не нахожу.

Геометрические формы.

Тут - ясная голова, которая любит свои проблемы раскладывать по полочкам. Ну а для чувств места может и не хватить. Считается, что подобные рисунки свойственны прежде всего мужчинам.

Ручки, ножки, огуречик...

Этому человеку ненавистны любая ограниченность и мелочность. Он живет в коллективе и для коллектива. Он любит представлять себя натурой широкой и способной понять все и всех. Иногда, однако, такая широта и самозабвенность могут повредить его собственным планам.

Знаки препинания.

Знаки вопроса, восклицательный знаки и т.п. говорят о холодном мыслителе, который не прочь подсмотреть за кем-нибудь в замочную скважину. Жизнь представляется ему любопытным ребусом, который сможет разгадать только изощренный ум. Таковым он и является.

Шахматные рисунки.

Человек, вычерчивающий целые шахматные поля, может отличаться бескомпромиссностью, нежеланием заглаживать конфликты и разногласия. Но он опасается, что не достигнет удовлетворения своих личных амбиций. Чем проще изображение, тем реальнее, конкретнее человек, нарисовавший это.

Глаза.

Рисунки не скрывают склонности своего создателя к самонаблюдению. Если человек снова и снова изображает глаз в различных ракурсах, он, скорее всего, достаточно самокритичен. Иногда это знак внутреннего беспокойства.

Губы.

Лист, усыпанный губами и губками, может свидетельствовать об особо чувственной натуре. И смеющиеся рты, и рты с плотно сжатыми губами, - все они говорят о человеке одаренном, творческом. Поэтому чаще всего этих людей можно встретить там, где речь идет об искусстве, музыке, кино. Бывает, между губами проблескивают зубы - такой человек не лишен некоторой агрессии.

Парад цветов.

Эти люди застрахованы от жизненных неудач. Главное в их жизни - гармония во всем: в быту, в одежде, в отношениях с людьми. Только подобные поиски гармоничности могут привести к простому игнорированию конфликтов.

Бутылки, фляги и прочая посуда.

Совершенно очевидно: эти символы не имеют ничего общего с пристрастием к вину, а вполне откровенно говорит о женственной сексуальности и эротических фантазиях их создателя. Особенно на фоне жестких и серых трудовых будней.

Луна, звезды.

Некто мечтает отправиться к звездам. Или стать звездой. Сильная воля и хорошая порция честолюбия. Звездочки обожают рисовать начальники, а также люди, не лишенные некоторого эгоизма. Такой человек мечтает взобраться на самые звездные вершины успеха.

Рамки и рамочки.

Рамки имеют большое значение, даже если они чахлые и выглядят довольно убого. Люди, которые их рисуют, обращают много внимания на форму и стиль. И еще. Их мышление конкретно, практичность - их основной козырь.

Дикие каракули.

Это картина внутреннего хаоса либо знак того, что человек стоит на пороге какого-то необыкновенно важного решения, которое зреет в глубинах его души.

Стилизованные буквы.

Они вырисовываются с графической точностью. За вычурным рисунком кроется любовь к мелочам и деталям. Однако склонность доводить все до совершенства может привести к нетерпимости в отношении людей.

Штрихи из центральной точки.

Подобные рисунки характерны для людей решительных, следующих своим целям и способных увлечь за собой других. Их главное достоинство состоит в том, что они готовы бороться и отстаивать свою точку зрения, всегда при этом оставаясь приличными людьми.

Ландшафты.

Человек на крыльях фантазии улетает далеко-далеко, прочь из опостылевших стен офиса или собственной кухни. Он мысленно упивается идиллией, замешанной на море, пляже, голубом небе или лесных полянах, усыпанных цветами. Это своеобразный клапан: сны наяву помогают человеку избежать многих зол. Такие люди предпочитают разрешать возникающие конфликты мягко, а лучше - вовсе в них не попадать, т.к. им совсем не свойственна агрессивность.

Заборы, баррикады.

Человек строит забор, еще забор, потом - несколько оград. Скорее всего, для того, чтобы отгородиться от своего окружения. Ему хочется убежать от всех, спрятаться от чужих глаз. И виной тому либо чрезмерные требования, ему предъявляемые, либо сильнейшая потребность в покое.

Лес и деревья.

Под сильными стволами деревьев могут прятаться неуверенность в себе и тщетные поиски заботы и опеки. Это человек, который не умеет и не любит отстаивать свои взгляды.

Гирлянды и цепи.

Такие люди не впадают в восторженное состояние от неожиданности. Им нужны порядок, предсказуемость и последовательность в собственной жизни и в поступках других людей. Одни и те же мотивы их рисунков повторяются снова и снова, что позволяет предположить: этим людям не страшна любая рутина, а, может, она им даже чем-то нравится.

Круги и кольца.

Окружности, связанные друг с другом или вписанные одна в другую, позволяют распознать стремление к присоединению и соучастию. Они говорят о том, что человек чувствует свою отчужденность от других, выключенность, и страстно тоскует по дружбе."

13

Оратите внимание на положение рисунка на листе.

1. В норме рисунок обычно расположен на средней линии стандартного листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и не достаточность признания со стороны окружающих.
2. Положение рисунка в нижней части листа - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своём социальном положении, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
3. Рисунок смещён влево. Устремлённость в прошлое, бездеятельность, низкий уровень мыслительной деятельности.
4 . Рисунок смещён вправо. Устремлённость в будущее, положительные эмоции, высокая активность.

Если есть голова, посмотрите на то, куда она повёрнута:

1. Голова повёрнута вправо - почти всё что планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца.
2. Голова повёрнута влево - тенденция к размышлениям, лишь не значительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также нерешительность, боязнь активных действий.
3. Положение анфас рассматривается как эгоцентризм, эгоизм, полное довольство собой.

Возможно, на голове расположились уши, глаза и рот
..
Уши. Значение этой детали - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих.

Рот:

1.Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - трактуется как болтливость;
2. в сочетании с прорисовкой губ - чувственность;
3. иногда то и другое вместе;
4. Открытый рот, без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, говорит о лёгкости возникновения опасений и страхов, недоверия.
5. Рот с зубами - словесная агрессия, в большинстве случаев защитная. Для детей и подростков в случае боязливости, тревожности характерен рисунок зачерченного рта округлой формы.

Глаза. Это символ присущего человеку переживания страха особенно подчёркивается резкой прорисовкой радужной оболочки. Чем большего размера глаза на картинке, тем более сложный и сильный страх переживает художник.

Ресницы. Это заинтересованность автора в восхищении окружающих его внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения, демонстративные манеры в поведении.
Увеличенный лоб говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

На голове бывают нарисованы дополнительные детали:
- рога - защита, агрессия;
- перья - наклонность к самоукрашению и самоопределению, к демонстративности;
- грива, шерсть, подобие причёски - чувственность, подчёркивание своего пола.

Так же могут быть и лапы, ноги или что-то вроде этого:
- большие, крепкие ноги (лапы) - основательность, обдуманность, рациональность решений, выводов, суждений, опора на существенные положения и значимую информацию.
- тонкие ноги (лапы) - поверхностность суждений, иногда - импульсивность принятия решений. Тоже самое, при отсутствии или почти отсутствии ног (лап). Обратите внимание на характер соединения ног (лап) с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, не соединены вообще. Первое говорит о серьёзности контроля над своими рассуждениями, выводами решениями, второе - наоборот.
http://detkityt.mirtesen.ru/blog/432487 … go-risunka

14

Части поднимающиеся над туловищем, могут быть функциональными или украшающими:
- крылья, дополнительные ноги, детали панциря - это энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, широта общения, завоевание себе места под солнцем, крылья - увлечённость своей деятельностью;
- щупальца - смелость предприятий
- бантики, завитушки - демонстративное стремление обратить на себя внимание, манерность.

Положение хвоста:
- хвост вправо - положительная оценка своих действий
- хвост влево - отрицательное отношение к собственным действиям, самобичевание.
- хвост вверх - уверенность, бодрость, положительное отношение к себе
- хвост вниз - подавленность, сожаление о сделанном, недовольство собой, неуверенность.

В своей практике я использовала очень хорошую методику по диагностике «Три дерева». Попросите нарисовать вашу Кроху три дерева, после этого, предложите подписать, где мама, папа и сам Малыш. По картинке и подписям можно определить, как с точки зрения Малыша, обстоят дела в вашей семье. Ну, к примеру, малыш рисует одно дерево большое, второе среднее, а третье совсем маленькое. Когда вы просите его подписать, кто есть кто, он пишет: большое дерево - папа; среднее - мама; а маленькое - он сам. Вы же понимаете что это не физический рост показан на картинке. Малыш в такой ситуации чувствует себя ущербным, ущемлённым. Ему не дают права голоса и выбора. Обязательно нужно пересмотреть свою линию воспитания. Давать ребёнку больше прав и возможностей стать самостоятельным. В идеале, все деревья равны.

Цвета, которыми рисует Малыш, также можно рассматривать как диагностику. Но они имеют две стороны. Понять, что именно имеет ввиду художник, можно лишь в дополнении с каким - нибудь другим рисуночным тестом.

Красный - любовь, страсть, вдохновение, а может быть и агрессия, ненависть, опасность;
Синий - разум, дисциплина, порядок, верность, а может быть безумие, иррациональность;
Жёлтый - открытость, активность, свобода, слава, сила, а может быть ревность, зависть, жадность, лживость;
Оранжевый может означать зрелость личности, радость, энергия, сила, а может вытеснять другие цвета страсть борьбы и войны;
З елёный - рост, надежда, оптимизм, а может болезнь, незрелость;
Фиолетовый - равновесие, мистика, сокровенное знание, покаяние, а может быть внутреннее беспокойство, тревога, отречение, меланхолия;
Чёрный - может значить достоинство, торжественность, а может смерть, траур, грех;
Белый -  чистота и гармония, а может привидение, траур;
Серый - как правило, имеет только негативную сторону - неясность, туман, депрессия, либо просто нейтральную.

http://detkityt.mirtesen.ru/blog/432487 … go-risunka


Вы здесь » Капельки радости » Дети » Детские рисунки как проективная техника


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно