Капельки радости

Объявление


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Капельки радости » Вышивка » А вам нравится цвет влюбленной жабы? Поговорим о разных тонах, цветах.


А вам нравится цвет влюбленной жабы? Поговорим о разных тонах, цветах.

Сообщений 1 страница 30 из 44

1

Оказывается  мой любимый цвет- Вердепомовый!
(Вердепомовый (от фр. vert-de-pomme) — светло-зелёный, цвет незрелых яблок.)
Но это предистория, а вся история началсь с книги о художниках возрождения. Слушаю книгу и вышиваю. Разговор шел о том, какие неожиданные краски нашел художник для изображения плаща на картине со святыми.
"Художник использовал холодные синие для придания глубины и теплые синие для создания объема.."
А у меня в работе исключительно синие, только синие тона. Перевожу взгляд и вижу- действительно некоторые тона льдисто-голубые, холодные а некоторые наоборот теплее..
Полюбопытствовала в интернете. Открыла для себя просто огромнейший пласт информации по тонам и думаю она поможет при выборе тонов ниток в конкретных работах.

                                  ..........  http://s8.uploads.ru/t/TeApV.png

Отредактировано Molly (2014-01-25 10:18:29)

2

Все знают со школы, что  тона делятся на холодные, нейтральные и теплые.  А вот то что, к примеру, красные тона в свою очередь делятся на холодные и теплые - это было для меня неожиданным открытием.

Чистый красный цвет относится к теплым тонам. Его можно еще более «разогреть» при добавление к нему желтых оттенков. Самый теплый красный стремится к оранжевому.
Чтобы «остудить» красный цвет, к нему подмешивают сине-голубые оттенки. Холодный красный постепенно стремится к фиолетовому.
Теплые оттенки красного: алый, морковный, киноварь, тициановый, гранатовый и другие.
Холодные оттенки красного: карминово-красный, ализариновый, кардинал, малиновый и другие.

http://s9.uploads.ru/t/8f7ny.jpg

Оранжевый цвет
Самый теплый цвет спектра – это оранжевый. Он не бывает прохладным ни при каких условиях. От любого оттенка оранжевого веет солнцем и жарой.
Оттенки оранжевого цвета: сигнальный, мандариновый, тыквенный, темно-мандариновый.

http://s9.uploads.ru/t/PX0FK.jpg

Холодные и теплые оттенки желтого цвета
Сам по себе желтый цвет относится к теплым. При добавлении красного желтый «разогревается» еще больше. «Остудить» желтый можно с помощью голубых тонов, холодный желтый постепенно стремится к зеленому.
Теплые оттенки желтого: шафрановый, золотистый, грушевый, темно-грушевый и другие.
Холодные оттенки желтого: лимонный, цвет детской неожиданности и другие оттенки с зеленоватым подтоном.

http://s8.uploads.ru/t/ev2LP.jpg

Холодные и теплые оттенки коричневого цвета
Коричневый цвет относится к теплым тонам. Чем больше в нем оттенков красного и желтого, тем он теплее. Но также у коричневого довольно много холодных оттенков.
Теплые оттенки коричневого: ванильный, охра, шоколадный, камелопардовый и другие.
Холодные оттенки коричневого: терракотовый, кирпичный, сепия, бистр и другие.

http://s8.uploads.ru/t/JVdWi.jpg

Холодные и теплые оттенки зеленого цвета
Зеленый цвет получается при смешивании желтого и синего цветов. Поэтому он легко может менять свою температуру в зависимости от того, какой основной цвет в нем преобладает.
Теплые оттенки зеленого: желто-зеленый, ярко-зеленый, вердепомовый, фисташковый, травяной, зеленого папортника, спаржи, темно-оливковый и другие с коричневатым или желтоватым оттенком.
Холодные оттенки зеленого: изумрудный, нефритовый, красного моря, темно-зеленый и другие с оттенком синевы.

http://s9.uploads.ru/t/iBNCO.jpg

Нейтральные оттенки зеленого цвета: бледно-зеленый, салатовый, влюбленной жабы, зеленого мха, зеленой мяты.

http://s8.uploads.ru/t/SsIzo.jpg

Для себя сделала вывод, что при вышивании темных, дальних листьев на деревьях нужно брать холодные тона и для солнечных участвков предпочтительнее выбирать из палитры теплых зеленых

Бирюзовый цвет
Бирюзовый цвет самый холодный из всего спектра. Он никогда не теплеет. Все его оттенки холодны и чисты.
Оттенки бирюзового: циан, яйца дрозда, ярко-бирюзовый.

http://s9.uploads.ru/t/3CHA7.jpg

Холодные и теплые оттенки голубого цвета.
Чистый голубой цвет относится к холодным тонам. Но если к нему добавить самую капельку желтого, он приобретает теплый лучистый оттенок.
Теплые оттенки голубого: небесный и все его градации.
Холодные оттенки голубого: морской волны, защитно-синий, лазурный, васильковый и другие.

http://s8.uploads.ru/t/lagyq.jpg

Холодные и теплые оттенки синего цвета.
Чистый синий относятся к холодным цветам. Если добавить к нему чуточку желтого или красного, то синий теплеет.
Теплые оттенки синего: джинсовый, ультрамариновый, темно-лазурный, сапфировый и другие.
Холодные оттенки синего: темно-синий, синей пыли, кобальтовый, королевский синий, лазурно-синий, черного моря и другие.

http://s9.uploads.ru/t/7L9j2.jpg

Холодные и теплые оттенки фиолетового цвета
Сам по себе чистый фиолетовый цвет холодный, потому что синего пигмента в нем больше. Но есть оттенки фиолетового, в котором содержится равное количество синего и красного цвета, эти оттенки нейтральны. Если красного цвета становится больше, то фиолетовый «теплеет». Холодные оттенки фиолетового стремятся к цвету индиго.
Теплые оттенки фиолетового: фиолетово-баклажанный, розовато-лиловый, орхидеевый, баклажановый и другие оттенки с преобладанием красного.
Холодные оттенки фиолетового цвета: темно-пурпурный, гелиотроповый, аметистовый, серобуромалиновый, глициниевый и другие оттенки с преобладанием синего.

http://s9.uploads.ru/t/FSt7o.jpg

Нейтральные оттенки фиолетового: ярко-фиолетовый, сиреневый, чертополоховый.

http://s9.uploads.ru/t/dGHx7.jpg

Холодные и теплые оттенки серого цвета
Серый цвет считается нейтральным, но он как никакой другой богат оттенками, которые могут быть как теплыми, так и холодными.
Теплые оттенки серого: кварцевый, защитный, серого зеленого чая и другие.
Холодные оттенки серого: барвинковый, маренго, серого шифера, антрацитовый и другие.
Теплые и холодные оттенки серого цвета

http://s8.uploads.ru/t/Y9WSM.jpg

Нейтральные оттенки серого: чистый серый, мокрого асфальта, светло серый, серебристый, бороды Абдель-Керима.

http://s8.uploads.ru/t/ArVY1.jpg

Какой красивый серый цвет "бороды Абдель-Керима." Знать бы еще кто это такой, и почему его борода стала примером для художников..
Но дальшье получается еще интереснее.
К примеру, задумали вышивать зимний пейзаж? Какие тона будут востребованы?
Есть такие понятия как
1 Холодная Зима

Внимательно посмотрите на палитру Холодной Зимы – ни намека на теплые оттенки. Даже красный и желтый – слегка льдистые, морозные   

http://s9.uploads.ru/t/XdDZk.jpg  http://s9.uploads.ru/t/aOn43.jpg

2  Яркая Зима

палитра Яркой Зимы – сочные, высоко-пигментированные оттенки, которые можно смело сочетать с более светлыми для поддержания природного контраста.

http://s8.uploads.ru/t/oD0Yb.jpg  http://s9.uploads.ru/t/Aqgyd.jpg

3 Темная  Зима

В палитре Темной Зимы находятся преимущественно благородные глубокие оттенки, подчеркивающие ее природную загадочность и роскошь.

http://s8.uploads.ru/t/k6g8K.jpg  http://s9.uploads.ru/t/OkiZu.jpg

Сравним разные варианты лета

1  Холодное Лето

палитра холодного лета - менее насыщенный вариант цветовой палитры Холодной Зимы.

http://s8.uploads.ru/t/jJ7nv.jpg  http://s9.uploads.ru/t/XHTyt.jpg

2  Мягкое Лето

палитра мягкого лета -все припыленные тона, с примесью серого, бежево-розовый, пыльная роза, нежно-ягодный, мятный, сине-зеленый, все нежные оттенки голубого, серый и коричневый в различных вариациях, лавандовый, сиреневый, цвет незабудок

http://s9.uploads.ru/t/enmwk.jpg  http://s8.uploads.ru/t/PDQel.jpg

3  Светлое Лето

http://s8.uploads.ru/t/DB45o.jpg  http://s9.uploads.ru/t/B6AaT.jpg

Осень... тоже имеет разные оттенки

1  Теплая Осень

Палитра Теплой Осени состоит, соответственно, из оттенков, содержащих примесь красного цвета, то есть теплых. При это все тона не ярко-кричащие, а слегка приглушенные, мягкие.

http://s8.uploads.ru/t/7tdqP.jpg  http://s8.uploads.ru/t/UEOJy.jpg

2 Мягкая осень

Среди оттенков  Мягкой Осени, много нейтральных и нейтрально-теплых тонов, таких как хаки, беж, оливковый и слоновая кость

http://s8.uploads.ru/t/5P3ki.jpg  http://s9.uploads.ru/t/3sgaP.jpg

3 Темная осень

Палитра Темной Осени включает в себя множество богатых насыщенных оттенков, благородных цветов драгоценных камней и тепло-нейтральных цветов, винный, бордовый, баклажанный, изумрудный, темно-фиолетовый, рубиновый.

http://s9.uploads.ru/t/EjdKX.jpg  http://s9.uploads.ru/t/w3KDG.jpg

и наконец три типа весенних тонов

1 Теплая Весна

В палитре Теплой Весны много оттенков свежей сочной зелени, ярких цветов и оттенков морской волны

http://s9.uploads.ru/t/Q34qF.jpg  http://s8.uploads.ru/t/bkDzB.jpg

2 Яркая Весна

В палитре  Яркой Весны цвета очень яркие и насыщенные, практически отсутствуют темные оттенки: это цвет морской волны, ярко-красный и ярко-розовый, яркие оттенки зеленого.

http://s9.uploads.ru/t/qvkVX.jpg  http://s8.uploads.ru/t/UkmL0.jpg

3  Светлая весна

Палитра Светлой Весны – полупрозрачные оттенки, будто немного размытые и разбавленные водой. Нежные оттенки зеленого: мятный, фисташковый, травяной, оттенки голубого, лососевый, персиковый, солнечные оттенки, золотисто-желтые.

http://s9.uploads.ru/t/AyJaO.jpg  http://s9.uploads.ru/t/rh0ci.jpg

Мне показалось удобным сдетать карточки с  фотографиями типовых пейзажей и соответственно карточки с  тонами красок для каждого типа. Это должно дать некоторые ориентиры на определенные тона ниток, при подборе для будующей работы.

                            ..http://s8.uploads.ru/t/dISOU.png

Отредактировано Molly (2014-01-23 10:40:44)

3

Галя! Спасибо за шикарный материал!!![взломанный сайт]
Очень полезная информация. Особенно в части разделения цветов на теплые и холодные, а так же их названия, которые ,правда, трудно запомнить и затем понимать под этими названиями именно то, что подразумевалось :blush:

Цвет влюбленной жабы мне очень нравится!!!!!!!! :love:

Molly написал(а):

Для себя сделала вывод, что при вышивании темных, дальних листьев на деревьях нужно брать холодные тона и для солнечных участвков предпочтительнее выбирать из палитры теплых зеленых

Это правильный вывод! [взломанный сайт]  Т.к тень это -луна , которая дает холодный свет и находится в тени днем.

4

Molly написал(а):

Мне показалось удобным сдетать карточки с  фотографиями типовых пейзажей и соответственно карточки с  тонами красок для каждого типа. Это должно дать некоторые ориентиры на определенные тона ниток, при подборе для будующей работы.

Сама по себе мысль интересная, вот только копировать с монитора и даже фото с полиграфического носителя дадут весьма приблизительные результаты. Эти результаты могут быть такими разными, что введут в заблуждение даже имеющих некий опыт в подборе цветов. Конечно, все относительно..... http://www.kolobok.us/smiles/standart/scratch_one-s_head.gif И если это кому то подходит, то вполне можно применять.

А насчет чисто холодных или чисто теплых оттенков в одной работе, будь то зима или лето, я бы очень поспорила. Даже в этих примерах видны разногласия. Это мое вИдение http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/80459-1.gif  и знания, полученные после прочтения теории в книгах старых мастеров.  Современное искусство, возможно, имеет другие другие взгляды на этот вопрос. Поэтому лично меня одолевают смутные ощущения примитива в работах современных художников. Пусть это новые веяния, новые взгляды. Я за шедевры старой школы!!!

5

Галина, [взломанный сайт]  спасибо за открытее такой интересной и полезной для нас темы   [взломанный сайт]
Немного обобщу твою информацию
Любой цвет может быть холоднее или теплее ОТНОСИТЕЛЬНО другова цвета
Например: лимонно желтый, холоднее относительно просто желтого и теплее желтого детской неожиданности (желтого в зеленцу).

Molly написал(а):

Мне показалось удобным сдетать карточки с  фотографиями типовых пейзажей и соответственно карточки с  тонами красок для каждого типа.

Спасибо, это очень наглядно и полезно  http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif

6

Очень интересный материал. давно искала информацию в одной куче, чтоб сразу прочитать и не гуглить.

7

Галя, очень интересная и полезная тема! Спасибо за подборку! [взломанный сайт]  Я тоже свои "5 копеек" привнесу. Это не полезная инфа, но так... интересно и даже весело. Когда-то нашла в и-нете и сохранила себе. А цвет влюбленной жабы я ооочень люблю и часто им пользуюсь :)

НАЗВАНИЯ ЦВЕТОВ И ОТТЕНКОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Аделаида – красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева (цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида) и Достоевского (Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?).
Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.
Бедра испуганной нимфы – оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский – "ляжкой испуганной Машки".
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc – белый), – кремовый оттенок белого. У Даля – тельный, телесный цвет.
Бордоского вина - красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой — ярко-голубой.
Бусый – темный голубо-серый или серо-голубой.
Вердепешевый – желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Веселая вдова - оттенок розового.
Влюбленной жабы – зеленовато-серый.
Вороний глаз – черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Гавана – серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити – или розовый, или ярко-синий.
Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета.
Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый­.
Голова негра – с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубиной шейки - оттенок серого.
Гридеперливый – жемчужный оттенок серого.
Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника. но встречалось и определение этого цвета, как "розового".
Драконьей зелени - очень темный зелёный.
Жандарм – оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жонкилевый – цвет нарцисса.
Зекрый – темный, светло-синий, сизый.
Испуганной мыши – нежно-серый цвет.
Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").
Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый – чистый оттенок коричневого.
Кубовый – синий, от названия растения куб (оно же – индиго).
Куропаткины глаза – светло-красный.
Лавальер - желтовато-светло-ко­ричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лондонского дыма - тёмно-серый.
Лорд Байрон – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лягушки в обмороке – светлый серо-зеленый.
Майский жук – цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маренго – серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным
Маркизы Помпадур – оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.
Массака – темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".
Медвежий (он же медвежьего ушка) – темно-каштановый оттенок коричневого.
Мов - розовато-лиловый.
Московского пожара – похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый – травянисто-зеленый.­
Орельдурсовый – темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Палевый – розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille – "солома". Согласно Далю, палевый – соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская синь — ярко-синий.
Парижской грязи – грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
Парнасской розы – оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление – темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.
Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Померанцевый - апельсиновый с розовым.
Плавый – светло-желтый. У Даля – изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Прюнелевый – оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).
Пюсовый – бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи – от французского puce – "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и – врут, наверное, – цвет "блохи в родильной горячке").
Розовый пепел – нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Савоярский – цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Селадоновый – серовато-зеленый.
Сольферино – ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-францу­зской войн в 1859.
Сомо – розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
Старой розы - грязновато-розовый,­ ненасыщенный цветом.
Стризовый - ярко-красный.
Танго – оранжевый с коричневым оттенком.
Фрез – цвет раздавленной земляники. Согласно Новому словарю русского языка – розовый с сиреневым оттенком.
Червчатый – смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Шартрез - жёлто-зелёный.
Шмальтовый – голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Экрю - цвета слоновой кости.
Электрик - цвет морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Электрон - ярко-голубой с прозеленью.
Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.
Юфтевый - желтовато-светло-ко­ричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Яхонтовый – красный, фиолетовый или темно-голубой.

Отредактировано Rina_c (2014-01-23 16:11:31)

8

Вот это даааа!Аделаида!!! Электрон!!!!Супер))) [взломанный сайт]

9

Галина, очень полезный материал. Особенно таким как я, плохо разбирающимся в цветах. А типовые пейзажи очень помогают для восприятия информации. [взломанный сайт]

10

Rina_c
Ринушка!Оборжаться от таких названий http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74398-2.gif Угадывать бы еще , что подразумевается под такими словами http://www.kolobok.us/smiles/standart/scratch_one-s_head.gif ведь под рукой не будет этого перечня http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/curtsey.gif
Мне еще очень нравится , когда на модном приговоре Александр Васильев или Эвелина Хромченко как назовут цвет, так тоже сродни из твоего списка http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74398-2.gif Однако, [взломанный сайт]   весело!!!

11

Очень интересно! Спасибо!

12

Спасибо девочки за такой расклад по цветам. Читала названия и одновременно включала воображение   как это может выглядеть в реале. Признаюсь- скудное  у меня  http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74398-2.gif  http://www.kolobok.us/smiles/standart/scratch_one-s_head.gif  воображение

13

Галина, давно поняла, что мне нехватает знаний в  теории  цвета, свето-тени, тепло-холодности. Ради этого даже посещала уроки живописи у профессионального преподавателя- желаемого результата не получила. У художников (хороших) ощущение цвета заложено в генах, поэтому таких, как я  учить трудно. Нужен либо природный дар, либо огромный опыт.
Систематизированная раскладка может быть хорошей "шпаргалкой" для подбора ниток для вышивки.
Сразу начала раскладывать кучку серых пасм на две- теплые и холодные серые. Возможно придется теперь выпарывать  http://www.kolobok.us/smiles/standart/scratch_one-s_head.gif
Спасибо, очень кстати подобранный материал!
http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74372-3.gif  http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74372-3.gif  http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74372-3.gif

14

Галина, огромное спасибо!  http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74372-3.gif

15

Галина, спасибо за интересный и полезный материал!  http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74372-3.gif Ты, по-моему, уже давала странички из книги Триш Бурр по подбору цветов DMC, я их уволокла в свои закрома. Еще бы книгу найти!
Но Марина права - цветовая палитра сильно искажается на разных мониторах, а тем более при распечатке. Я решила сходить в художественный магазин спросить цветовой круг, чтобы по нему примерно ориентироваться по основным цветам - на меня там вытаращили глаза, сказали: "У нас такого нет, мы цвета на глаз подбираем".
С картинкой нитки подбирать в магазине тоже проблематично - у нас почему-то в магазинах косметики и товаров для рукоделия все окна заставлены рекламой, а в зале искусственный свет, который искажает все цвета.
Теперь я загнала картинку в программу для креста и получила разложение цветов по карте DMC, вот по ним и буду ориентироваться. [взломанный сайт]

16

Ирина [взломанный сайт] Компании по производству ниток выпускают карты цветов ниток, где на картонках наклеены образцы всей палитры ниток  http://s8.uploads.ru/t/0MU7t.jpg
http://www.kolobok.us/smiles/standart/scratch_one-s_head.gif Мне кажется ими лучше всего пользоваться . И цвета реалистичные и спокойна дома выбрал  необходимые номера .
А еще продаются вот такие веера  http://s8.uploads.ru/t/XQLJY.jpg
http://colorral.ru/goods/katalog-RAL-D2 … ?from=MmE0

17

Танюш, спасибо. Карты цветов в магазинах у продавцов есть, но они их не продают и заказы не принимают. Надо бы заказать через и-нет, да пока духу не хватает отдать не маленькую сумму.
Да и проблема основная в том, чтобы на картинке, которую собираешься вышивать, уловить массу оттенков и сопоставить их с нитками, ведь цвета на экране монитора, да и на бумаге смотрятся совсем по-другому, чем в нитках

18

Irisha написал(а):

Теперь я загнала картинку в программу для креста и получила разложение цветов по карте DMC

Ириша, ПМ-ка так же искажает цвета, вернее мониторы у нас у всех откалиброваны не совсем верно и еще прочитала забавную вещь о калибровке и трех основных цветах круга

"Основные цвета палитры — красный, желтый и синий. Если говорить об основных цветах на экранах различных устройств — это RGB, красный, зеленый и синий."
Получается что просто знать цвета, основные, комплиментарные и вторичные и т.д. не достаточно, нужно всегда помнить, что:
1 фотография напечатанная  на бумаге или в компьютере уже искажает реальные цвета,
2 монитор компьютера искажает все цвета
3 распечатка на принтере также получается искаженная.
Даже если взять планшет с цветами красок в магазине и выбрать понравившуюся, она окажется на стене совсем не того цвета, какая на планшетке.
Т.е. даже если у вас очень дорогой и очень хорошо откалиброванный монитор, это не значит, что цвета с монитора будут совпадать с цветами ниток в пастмах.
Казалось бы просто закалдованный круг? Но мне кажется что все приходит с опытом. Если просто распечатать любую карточку из вышеприведенных с цветами, это не значит что можно сразу подобрать все цвета до идеала, просто такая карточка поможет понимать какие цвета палитры хорошо дружат. Т.е. карточки не есть боевое руководство к действию, это только маленькая ступенька для возможности "почувствовать" как цвета подбираются.

Irisha написал(а):

странички из книги Триш Бурр по подбору цветов DMC,

Да, Триш проделала колосальную работу по приведению цветов ДМС к палитре круга. Причем занимающиеся серьезно дизайном вышивки люди рекомендуют ее как лучший на нынешнее время материал по соответствию ниток ДМС и цветового круга. Я как раз сейчас разбираюсь с ее книгой и пытаюсь получше познакомиться с цветовым кругом. Очень занимательно. Попробую отсканировать странички из книги в субботу, мне кажется ее книга - еще одна ступенька в понимании вопросов с подбором ниточек.

19

С разделением цветов на теплые, холодные, яркие и приглушенные я столкнулась, когда прочитала в Бурде, что люди по внешности условно делятся по временам года: весна, лето, осень и зима, Хотя я не согласна с таким категоричным делением, есть промежуточные типы, но, в основном, можно придерживаться в одежде и косметике. Я по представленным палитрам отношусь к темной осени.
Я скачала вот такой круг    http://s9.uploads.ru/t/VIvJT.jpg

Отредактировано Irisha (2014-01-25 18:55:13)

20

Irisha написал(а):

люди по внешности условно делятся по временам года

Автор теории четырёх времён года, швейцарский художник Иоханнес Иттен в книге «Искусство цвета» несколько десятилетий назад , "Модный приговор" подбирает дизайны для своих героинь по этой теории.
Мне теория тоже понравилась.

Irisha написал(а):

Я скачала вот такой круг

Из теории круга
В 1793 году Гете рисует цветовой круг, в котором не только противопоставляет друг другу два основных цвета – синий и желтый, но и добавляет в качестве третьего угла красный цвет (эти цвета невозможно получить при смешивании других)
  живописец и теоретик искусства Иоханнес Иттен  в созданной им теории цветов, предлагает такой цветовой круг, который многие признают самым понятным и удобным.
http://s9.uploads.ru/t/ZHstA.jpg

"Теория гармонии и контрастов цветов И. Иттена основывается на простой и ясной системе упорядоченности цветов из 12-ти частей. Основой цветового круга являются цветовые тона т.н. первого порядка - желтого, красного и синего. Цвета второго порядка - оранжевый, зеленый и фиолетовый, расположены напротив первых. По обе стороны от цветов первого и второго порядков находятся цвета третьего порядка, которые получают смешением находящихся рядом цветовых тонов. Ими являются оранжево-желтый, пурпурный, сине-фиолетовый, льдисто- синий и лиственно-зеленый.В этом круге напротив каждого цвета расположен противоположный ему цвет (комплиментарный контраст). Для получения гармоничного сочетания нужно использовать два-три рядом стоящих тона одного цвета. "

21

Ирэн написал(а):

давно поняла, что мне нехватает знаний в  теории  цвета, свето-тени, тепло-холодности

Ирина, думаю, что у художников не только на уровне генов, но и образование еще дополняет основательно.
Ну и безусловно желание рисовать. У меня папа был художник-самоучка. Жаль картины не сохранились. Дочку я отвела сама в художественную школу, которую она окончила с отличием, но вот нет у нее "божьей искры" и знания есть а вот горения...

Я начала разбираться с тепмыми, холодными, основными и комплиментарными тонами и не поверите! такой пласт подняла- и это не только позновательно, но полностью направлено на понимание таких величин, как свето-тени, глубины, холодное- теплое. Ну и книга Триш Бурр стала более понятна.
Но!!! хоть тресни звучит у меня в голове голос Аллы Пугачевой тех самых моих академических лет "И даром преподаватели время со мною тратили.."
Во всех учебных учреждениях нам преподавали теорию света Ньютона. Ньютон утверждал, что утренний свет, воспринимаемый нами обычно как прозрачный и светлый, состоит в действительности из цветных лучей. Его опыты с призмой показали, что если светлый солнечный луч пропустить через стеклянную призму, можно ясно различить разделение солнечного луча на разноцветные. По предположению Ньютона цвет предмета определяет тот пучок лучей, который был наиболее интенсивен по сравнению с остальными.  И я была всегда уверена, что основные цвета кругы- все цвета радуги, а также что этот круг отображает именно теорию света Ньютона. Но попалась статья о Гете. Я уже упоминула о ней. Но когда углубилась, это настолько интересно!
Гете известен всем и каждому как автор "Фауста" И конечно не все знают, что он был не только поэтом, но и драматургом, художественным критиком, философом, ученым, историком, геологом, физиком – универсальный мыслитель.
Гете не пытался и не хотел пояснять явления с точки зрения физики. Его интересовали, прежде всего, эстетические и моральные вопросы: как человек воспринимает цвета и какие чувства вызывают цвета в человеке.
Вообще мне ну очень понравилась его теория о свете и жаль, что я знала в свое время только теорию света с точки зрения физиков.
Думаю, что теория Гете будет интересна всем вышивающим, поскольку она как раз затрагивает те вопросы, которые волнуют нас в первую очередь.
В противовес научной работе Ньютона, исключавшей участие человека, точкой отсчета для Гете было «чистое человеческое чувство».
Он совершенно не мог согласиться с тем, что видимый цвет предмета зависит только от исходящих с поверхности предмета лучей. Указав на возможность того, что два абсолютно одинаковых предмета могут в различных условиях быть совершенно разного цвета, Гете утверждал, что воспринимаемый цвет – это не только ограничивающееся предметом явление, но заметно более широкое свойство, которое определяется всеми предметами, расположенными в поле зрения. По мнению Гете, на цвет предмета влияет окружающий его фон. Например, на черном фоне предмет сероватого цвета всегда кажется более светлым, чем на белом фоне. Если рядом с серым расположить красный, серый станет несколько красноватым. Гете исследовал также связь цвета предмета и освещения в помещении. При дневном свете все цвета всегда кажутся более светлыми, чем в сумерках. При различном освещении изменяется также и яркость цветных поверхностей. Красные поверхности в сумерках кажутся немного темнее синих.
Гете можно считать также создателем таких цветовых тестов, которые показывают, что индивидуальные способности людей по восприятию цвета различны.
Гете нарисовал первый цветовой кгур в который включил три цвета- красный, синий и желтый. Его работы были продолжены замечательным швейцарским художником Иоханнес Иттен. Его книга «Искусство цвета»
является основопологающий во многих практических применениях. Интересно Иоханнес Иттен рассказывал о преподовании в художественном классе. Когда он раздал задание, все ученики высказались, что выбранные им цвета не являются идеальными по сочетанию. Тогда он предложил каждому сделать свой подбор. В конце урока выяснилось что ни одни ученик не повторил других в своем выборе.  Отсюды сделан выбор- у каждого человека свое собственное восприятие цветов и какие-то тона его раздражают, а какие-то наоборот очень комфортны. Поэтому и вышивальщицы все подбирают тона по своим собственным светоощущениям. Кому-то выбранный цвета покажутся "вырви-гзаз" а другие оценят как "замечательно!". Но это так сказать «чистое человеческое чувство», над которым и работал Гете.

Я обещала отсканировать странички из книги Триш Бурр по приведению палитры ДМС в соответствие с цветовым кругом.
Но вначале хотела только напомнить, что является в круге первичными, вторичными и комплиментарными. Поскольку в книге они все на английсом, то удобнее знать как они в русском и как в английском.

22

Основные цвета (Primary Colors)
Основные цвета палитры — красный, желтый и синий (их невозможно получить при смешивании других цветов палитры)

http://s9.uploads.ru/t/9p0LU.jpg

Вторичные цвета (Secondary Colors)
Если равномерно смешать красный и желтый, желтый и синий, синий и красный получатся соответственно вторичные цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый. Сочетание этих цветов в проекте может придать дизайну контраст.

http://s9.uploads.ru/t/8PZFl.jpg

Третичные цвета (Tertiary Colors)
Третичный цвет получается если смешать основной и вторичный. Например, красный-фиолетовый, синий-фиолетовый, синий-зеленый, желтый-зеленый, красный-оранжевый, желтый-оранжевый.

http://s8.uploads.ru/t/wc4kz.jpg

Дополняющие цвета  (Complementary Colors)
дополняющие цвета противоположны друг другу на колесе. Придают дизайну больше контраста, но использовать их следует с осторожностью, иначе будет «вырви-глаз-дизайн»

http://s9.uploads.ru/t/z8vWm.jpg  http://s8.uploads.ru/t/4I8s5.jpg

Аналогичные цвета (Analogous Colors)
Располагаются рядом на колесе цветов. Соседние цвета создают ощущение разнообразия, например синий-зеленый или желтый-оранжевый

http://s9.uploads.ru/t/sxZqj.jpg  http://s9.uploads.ru/t/asRNK.jpg

Триады (Triads)
Используя триады на цветовом колесе можно добиться достаточного разнообразия, но в то же время хорошего баланса

http://s9.uploads.ru/t/iulgm.jpg  http://s8.uploads.ru/t/LwrS6.jpg

Расщепленные дополняющие цвета (Split Complementary Colors)
Такое сочетание цветов добавляет контраста и разнообразия дизайну

http://s8.uploads.ru/t/6pyvP.jpg

источник  картинок
http://www.sitepoint.com/color-theory-101-2/

Используя цветовое колесо Триш Бурр  подобрала к каждому цвету подобрала 
1 Дополняющие цвета  (Complementary Colors)
2 Расщепленные дополняющие цвета (Split Complementary Colors) (причем взяты эти тона как справа от дополняющего так и слева, (т.е. если дополняющий зеленый Авокадо, то расщепленные будут с одной стороны в зелено-голубой палитре, а с другой стороны в оливково-зеленой).
3 Триады (Triads)- расположенные в треугольнике  с основным цветом.

например,

http://s9.uploads.ru/t/YhmeV.jpg  http://s9.uploads.ru/t/hRIEq.jpg  http://s8.uploads.ru/t/XpJZB.jpg  http://s9.uploads.ru/t/zam7r.jpg  http://s9.uploads.ru/t/fUMFO.jpg

первый цветок - это основной тон, который дан в 6 вариациях (6 лепестков)
второй- это комплиментарный цвет. Как Триш поясняет, это противоположный цвет на колесе, который лучше всего гармонирует с основным, и уточняет, что такая схема радотает лучше если используют теплын тона как противоположность холодным.
третий и четвертый цветок - расщепленные комплиментарные тона с двух сторон колеса от основного комплиментарного
пятый и шестой цветки - триады для основного цвета.
Я отсканировала пока только 5 страничек. Остальные (еще 16)  отсканирую в выходные выложу в свой альбом, чтобы не забивать форум и дам ссылку.

Отредактировано Molly (2014-01-28 11:38:47)

23

Кроме схем выложенных выше, Триш дает схемы по цветам в каждой группе тонов, и в таблице приводит конкретные использованные номера ниток. Эти же цветы использованы в схемах выше. Т.е. есть возможность сравнить цветовые сочетания, все дополнительные цвета и также воспользоваться рекомендованныеми номерами ниток ДМС.

http://s8.uploads.ru/t/asDCJ.jpg  http://s8.uploads.ru/t/MluWK.jpg  http://s8.uploads.ru/t/MsiBc.jpg

http://s8.uploads.ru/t/bMuCj.jpg  http://s9.uploads.ru/t/7touv.jpg  http://s9.uploads.ru/t/eWauP.jpg

http://s9.uploads.ru/t/OESfK.jpg  http://s8.uploads.ru/t/r56Io.jpg
http://s8.uploads.ru/t/l1am9.jpg  http://s8.uploads.ru/t/gBoas.jpg
прошу прощения некоторые странички загрузила кверх-тормашками, забыла перевернуть когда сканировала.

Отредактировано Molly (2014-01-28 11:37:54)

24

Помимо основных, вторичных и третичных тонов а также комплиментарных и т.д. следует всегда помнить о  параметрах света и тени
Использование света и тени (Tints and Shades)
которые придают дизайну объем и глубину и цветовое разнообразие.

http://s9.uploads.ru/t/PvOb4.jpg

Триш Бурр в книге  дает подбор в палитре ДМС как примеры для выбора света и тени

http://s9.uploads.ru/t/U4RoX.jpg  http://s9.uploads.ru/t/1Ugak.jpg

Триш  так пишет про свет и тени.
"Любой трехмерный предмет  имеет глубину, это то, что позволяет объект увидеть реальным и придает ему свечение. Так использование различных тональностей в художественной вышивке, когда тона вливаются один в другой по мере заполнения рисунка стежками, объект проявляется более светящийся, почти сияющий.
С использованием теней иллюзия трехмерной реальности проявляется на ткани, теневая гладь так очаровательна именно потому что оживляет вышивку. Для создания иллюзии трехмерности в вышивке необходимо обеспечить эффект света и тени на объекте. "
к сожалению не отсканировала картинку из книги поясняющую эти слова, в интернете нашла такую

http://s8.uploads.ru/t/RYqNQ.jpg

"Свет и тени визуально завершают картину. Как узнать где размещать свет и тени на картине?  Поскольку все окружающее постоянно имеет какие-то источники  исета, котрые  освещают одни участки и затемняют другие, необходимо изначально определить где источник света на картине и добавить светлые участки на этой стороне. Тени будут распологаться на противоположной стороне. Хорошее правило - размещение источника света в левой верхней части дизайна, тогда все в этой части будет проявляться светлее и все справа внизу будет проявляться темнее."

прошу прощения за корявый перевод, не было времени посидеть над обработкой

кроме этого в книге приводится подборка мулине ДМС с соответствии с градацией тонов на холодные и теплые. И  в дополнение Триш замечает, что удивительно, но в каждом холодном или теплом цвете имеются свои холодные и теплые и даже нейтральные тона. Про это как раз и начинался весь сказ вначале темы -круг замкнулся- надо учиться разбираться в тонах, свето-тенях и т.д.
и так - холодные и теплые тона ниток ДМС в книге Триш

http://s8.uploads.ru/t/LiCkN.jpg  http://s8.uploads.ru/t/5FE96.jpg  http://s9.uploads.ru/t/xo1Nt.jpg

[взломанный сайт]

25

Галина! Большое спасибо за твои труды во имя нашего просвещения.
[взломанный сайт]
  Сразу захотелось приобрести книгу Триш Бурр именно из-за  этих страничек. Только вот, как мне кажется, в русском варианте   этого нет, так как я видела эту книгу и не впечатлилась ее вышивками, за исключением одной-двух, решила не покупать. Не помню там  материалов по  теории цвета... А техника вышивки не очень впечатлила, хотя подбор  цвета ниток у Триш  безусловно заслуживает внимания. Я думала это ее хороший вкус, а оказывется этот вкус основани на глубоких тертетических познаниях.
Преподаватель живописи нам преподнесла эти материалы в таком примитивном виде, как для детского сада! Приходится уповать на самообразование.
  О Гете тоже очень интересная информация для размышления.
Галина, восхищаюсь твоими умениями добывать полезную информацию и желании поделиться ей с нами!
http://www.kolobok.us/smiles/artists/vishenka/l_daisy.gif  http://www.kolobok.us/smiles/artists/vishenka/l_daisy.gif  http://www.kolobok.us/smiles/artists/vishenka/l_daisy.gif

Отредактировано Ирэн (2014-01-28 12:48:35)

26

Ирина  [взломанный сайт] Спасибо! Я рада если это поможет еще кому-то из вышивальщиц.

Я уверена, что этой книги на русском языке еще нет. Безусловно у Триш не все впечатляет. И Марина права про ошибки. Я следуя советам Триш изучила и поняла как пользоваться стежком "короткий и длинный", затем я попробовала стиль "Рисуем иглой" с их "модифицированным" стебельчатым швом, раасмотрела подробно стиль "рисовальный " у Сусловой и затем сравнила с вышивкой у Марины. Я благодарна Марине за МК очень-очень  http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74372-3.gif поскольку такой материал по художественной вышивке  вообще невозмножно найти ни где. Это уже как бы самый краеугольный камень.
Помимо Триш я изучила как вышивает Хелен Стивенс и как вышивает Таня Берлин и Сара Хомфрай. Все они из  английской королевской школы. И все эти вышивальщицы по сравнению с русскими мастерами смотрятся значительно бледнее.
Ну а материалы, которые я здесь выложила были мне интересны, сама их для себя использую и подумалось. что возможно и другие вышивальщицы наступают на те же грабли что и я. Я меня вообще нет художественного образования и это весьма ощутимо. Конечно, если вышивать еще 10-15 лет можно на своих ошибках научиться подбору и пониманию. Но если отталкиваться от того материала, который уже есть, то думаю этот срок можно сократить.
Интересно, что если два года назад я была в восторге от абсолютно всех вышитых картин, то сейчас начинаю видеть некоторые ошибки и это меня радует. Значит появился самый первый опыт. Буду читать дальше о художниках и цветах. Но в мечтах заполучить такую "волшебную" книгу по вышивке художественной гладью, в которой есть ВСЕ!  http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74398-2.gif
Кстати, Триш выпустила очередную книгу в которой в основном вышивка миниатюр. Но ее миниатюры далеки от миниатюр Linda Behar. Но опять же следует понимать, что для Триш это увлечение переросло в очень прибыльную работу, поскольку у нее есть наборы, которые она сама предлагает, и которые предлагаются магазинами. Да и вообще все вышеперечисленные вышивальщицы также занимаются вышивкой для бизнеса.
В воскресенье я разговаривала с дамой в русском книжном магазине, она довольно пренебрежительно вначале спросила, если я вышиваю на продажу - типа через их магазин могла бы.. Ну даже смешно! да, такие работы как у Триш или у Берлин, можно вышить при свободном времени и определенных навыках достаточно скоро. Но если вышивать такой пейзаж, как в нашем МК- ну вообще не реально на продажу. Ну только если за 15 тыс. баксов... ха-ха.. чтобы была возможность вышивать для заработка.

27

Molly написал(а):

Ну только если за 15 тыс. баксов... ха-ха.. чтобы была возможность вышивать для заработка.

http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74398-2.gif  http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74398-2.gif  http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74398-2.gif  http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif  http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif  http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif  http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif

Что касается меня , то цвет я воспринимаю только исходя из собственного опыта. Я не теоретик как Триш и не того академического склада , чтобы учиться по книгам.Ну не мое это http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/80459-1.gif 
Почитать интересно [взломанный сайт] , но пользоваться не смогу.  http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/80459-1.gif

В основном пробежалась в приглядку по картинкам , даже не увеличивая их.Ну как то мне и так все понятно http://www.kolobok.us/smiles/he_and_she/curtsey.gif

но есть и такие люди , как наша Галочка!!! http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74372-3.gif  http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74372-3.gif  http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74372-3.gif
Освоив теорию и изучив разные методы , пробовать претворить это в жизнь. http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif

Спасибо за комплименты в мой адрес. http://www.kolobok.us/smiles/artists/vishenka/l_daisy.gif  http://www.kolobok.us/smiles/artists/vishenka/l_daisy.gif  http://www.kolobok.us/smiles/artists/vishenka/l_daisy.gif

28

Галочка! Большое спасибо за шикарный материал, утащила все себе в норку, с разбегу не разберешься, выберу время прочитаю все внимательно.

Molly написал(а):

Я следуя советам Триш изучила и поняла как пользоваться стежком "короткий и длинный", затем я попробовала стиль "Рисуем иглой" с их "модифицированным" стебельчатым швом, раасмотрела подробно стиль "рисовальный " у Сусловой

Надо же, я иду тем же путем, след в след и те же грабли! http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74398-2.gif Только с "Рисуем иглой я быстро поняла, что ребята хотят срубить деньжат. Я больше времени уделила книге Королевой "Живописная вышивка гладью", хорошая книга, подробная. У нее, кстати, тоже есть раздел про цвета и приведен такой же круг Иттена. А еще мне у нее понравился способ хранения ниток: на заготовки из картона с прорезями нитки наматываются несколько тонов одного цвета, от самого светлого до темного, так потом и подбирать легче.

29

Аско написал(а):

Что касается меня , то цвет я воспринимаю только исходя из собственного опыта

Марина, опыт - самое важное в жизни! Но когда стоишь на нуле и нет никаких возможностей сдвинуться с нуля со скоростью (окромя скорости улитки) начинаешь с попытки поглотить для ускорения любой материал. Надеюсь через 10 лет, вышивая гладью я смогу показывать более эффектные вышивки и у меня будет меньше моментов для критики. http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/80459-1.gif

Аско написал(а):

Я не теоретик как Триш и не того академического склада , чтобы учиться по книгам.

я ловлю себя на мыслях, что я как музыкальный критик- знаю больше о нотах чем могу спеть.. http://forumupload.ru/uploads/0007/dd/88/74398-2.gif

Irisha написал(а):

Только с "Рисуем иглой я быстро поняла, что ребята хотят срубить деньжат

Ира, я понимаю, что компания развилась на гребне спроса, поскольку нет никакого другого предложения.
Но они используют стежок, которым вышивали не один век. В некоторых книгах его называют "модефицированным" стебельчатым, но вот как Лена подсказала, что его также называют монашеским или монастырским. И мне кажется такое название возникло из использования в монастырях для церковной вышивки. И по личному моему пониманию он очень удобен для такой вышивки, там используется обычно не очень много тонов . Но если использовать его в современной вышивке, он мне лично не приглянулся, поскольку на мой взгляд вливание тонов у них достаточно трудный процесс.

Irisha написал(а):

А еще мне у нее понравился способ хранения ниток: на заготовки из картона с прорезями нитки наматываются несколько тонов одного цвета, от самого светлого до темного, так потом и подбирать легче.

Я храню на персональных картонных бобинках каждый тон, но сейчас понимаю, что идея с разбивкой бобинок на 8-10 тонов одного цвета самая удобная. Можно сразу оченить весь блок тонов. http://www.kolobok.us/smiles/standart/good.gif

30

У меня рядом с работой находится детская художественная школа. Случилось туда зайти, спрашиваю: "А можно на платной основе у вас тут уроки брать?" Отвечают: "Да что вы! У нас занимаются 500 детей, еще столько же хотят к нам попасть, преподаватели в две смены работают!" Осталась я при своем интересе


Вы здесь » Капельки радости » Вышивка » А вам нравится цвет влюбленной жабы? Поговорим о разных тонах, цветах.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно