Для меня оказалось легче понять значение света и тени если рассматривать картины или фотографии в сепия.
И если посмотреть на вышивку в сепия, также осознаешь, насколько важно понимать значение света-тени.
Подтверждение своим мыслям нашла на одном рисовальном сайте, к сожалению не сохранилась ссылка:
«Тема 4. Техника Гризайль
Техника акварельной живописи Гризайль – это работа в одном цвете – чаще всего это коричневый или чёрный цвет. Работа в этой технике учит начинающего художника правильно видеть тон, и прорабатывать светотень. Довольно часто, увлекшись цветом ученик забывает про рисунок, и от этого его работы кажутся «детскими». Работая акварелью в технике гризайль вы приучите себя работая с красками, тщательно следить и за рисунком. Посмотрите работы наших учеников в этой технике.»
Гризайль (фр. grisaille, от gris — серый) – это однотонная, монохромная живопись. У нас в студии она применяется чаще всего в учебных целях. Гризайлью называется однотонная живопись не только черно-белого, но и любого другого цветового оттенка (коричневого, синего и т. п.). Гризайль в коричневых тонах называют - сепия.
Листья в технике гризайль:
невероятный рисунок!!!
Правильное рисование освещенности в рисунке (вышивке) помогает выявить форму предмета и связь его с окружающей средой.
Мы видим форму предметов в отраженном свете (солнца, лампы, свечи и т.д.). Отражательная способность поверхности зависит от материала предмета. Полированная и глянцевая поверхности отражают свет направленно, а шероховатая и матовая -рассеивают световые лучи во все стороны. Поэтому предметы с гладкой фактурой воспринимаются более ярко, чем шероховатые.
Световые лучи, попадая на различные плоскости предметов, освещают их неодинаково: одни получают больше света, другие — меньше, а третьи — совсем не освещаются. Освещенность формы зависит от того, под каким углом эта плоскость находится по отношению к источнику освещения, а также от расстояния до источника света (чем ярче освещение, тем контрастнее становится переход от света к тени).
Попалась замечательная книга Милы Наумовой «Учимся рисовать карандашом»
В ней важные мысли показаны в хорошо воспринимаемой и понятной дилетанту форме.
Цитата:
«Учить человека рисовать, не развивая его художественное зрение, – занятие бессмысленное. Потому что когда обычный человек смотрит на пейзаж, то он видит улицу, дома, деревья, людей. А когда Художник смотрит на этот пейзаж, то он видит линии и пятна. Если Художник в этот момент рисует карандашом, он видит темные и светлые пятна, если пишет красками, – цветные темные и светлые пятна.
Художник видит линии и пятна, переносит их на холст, а зритель различает на холсте улицы, дома, деревья, людей. Вот такое волшебное превращение, и без него никуда. Если вы желаете научиться рисовать с натуры что угодно, независимо от формы и материала, научитесь видеть не предметы и объекты, а линии и пятна.
Линии и пятна подчиняются общим принципам.
Посмотрите, как делать объемными предметы, размещая правильно светлые и темные пятна: блик, свет, полутона (полутени) и тень (самые темные места). Это общая формула для придания объема любой форме, от шара до лица человека.
И даже не важно, умеете вы штриховать или нет! Главное – правильно найти место для темных и светлых пятен.
Итак, давайте знакомиться с пятнами, которыми рисуют художники.
Называются эти пятна скучным словосочетанием: ГРАДАЦИИ СВЕТОТЕНИ.
С помощью ЛИНИИ я обозначила основную форму предмета – круг. Как же придать этому плоскому кругу объем? Посмотрите внимательно на свой округлый предмет. Найдите на этом предмете самое светлое местечко – самое светлое ПЯТНО, которое словно отражает свет. Нашли? Я тоже нашла и нарисовала его на своем круге.
Познакомьтесь – это БЛИК
Блик – самое светлое пятно на предмете, которое отражает свет. Так, блик нашли. Обозначьте его на рисунке.
Разные поверхности предметов по разному отражают свет: на гладких глянцевых поверхностях (керамика, стекло, металл, глянцевый пластик) блик яркий и четкий. На мягких, пористых, неполированных поверхностях (дерево, глина, бумага, апельсин, яйцо и т. п.) блик менее яркий и его границы не четкие, а плавно переходящие в следующую градацию света тени. На некоторых материалах блик может отсутствовать.
Снова посмотрите на ваш предмет. Найдите на нем рядом с бликом светлое пятно.
Познакомьтесь – это СВЕТ (рис. 13).
Рис. 13. Свет
Свет – самое светлое пятно на предмете после блика. Обозначьте его область на рисунке. На разных формах свет тоже будет разной формы и не обязательно круглой, как у меня. Смотрите внимательно на свой предмет.
Следующая зона разбивается на ПОЛУТОНА и СОБСТВЕННУЮ ТЕНЬ (рис. 14).
Рис. 14. Полутона
Полутона – это плавный переход от света к собственной тени. Иногда полутона делят еще на полусвет и полутень. То есть это пятно не такое светлое, как свет, но и не такое темное, как собственная тень предмета. Обозначим полутона и собственную тень на рисунке. Собственная тень – это самое темное место на предмете (рис. 15).
Рис. 15. Собственная тень
Есть еще одно чудо светотени – это РЕФЛЕКС. Рефлекс – это отражение плоскости или других объектов на предмете. Обычно он немного светлее собственной тени. Так как мой шарик лежит на плоскости в полном одиночестве, то на нем есть рефлекс только от плоскости, который я и обозначила на своем рисунке в виде тоненькой полоски на самой темной нижней части моего шара.
Нетренированному глазу бывает очень трудно заметить рефлекс, но если посмотреть на предмет немного прищурившись, то рефлекс становится более заметным.
Теперь посмотрите на плоскость под предметом с теневой стороны, и вы увидите тень от предмета.
Скорее всего, именно с этой тенью вы давно знакомы, ее полное имя – ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ (рис. 16).
Рис. 16. Падающая тень
Падающая тень тоже может иметь градации тона, то есть в некоторых местах тень светлее, а в некоторых темнее. Ну, вот вроде бы и все градации светотени. Надеюсь, ничего сложного. На самом деле все эти градации располагаются на любом предмете, меняя только свою форму и местоположение в зависимости от формы предмета и материала, из которого он изготовлен.
А теперь давайте повторим все названия градаций светотени (рис. 17).
Рис. 17. Градации светотени
1 – самое светлое место – это БЛИК. Блик можно не закрашивать, а оставить белым. 2 – вокруг блика будет светлое место – СВЕТ, свет нужно покрыть светлым тоном, легким прикосновением карандаша.
3 – полутона ПОЛУСВЕТ и ПОЛУТЕНЬ, покроем полусвет немного темнее, чем пятно света, а полутень еще немного темнее.
4 – самое темное место на предмете – СОБСТВЕННАЯ ТЕНЬ, так и покрываем ее темнее, чем ПОЛУТЕНЬ.
Остался РЕФЛЕКС, обычно рефлекс светлее собственной тени, примерно как ПОЛУТЕНЬ по темноте. Но бывает рефлекс намного светлее: если материал, из которого сделан предмет, имеет хорошую отражательную способность. Если сказать просто, то чем сильнее блестит предмет, тем ярче на нем будет рефлекс.
Не забываем про падающую тень.
Падающая тень – неотделимая часть от предмета; если совсем не показать тени или показать падающую тень неверно, то рисунок потеряет свой объем и материальность. Иллюзию реальности на листе бумаги как раз чаще всего подчеркивает падающая тень от предмета. Мы живем в таком мире, где «нет тени» означает «нет предмета». Поэтому очень важно правильно нарисовать падающую тень.
Обычно падающая тень темнее возле предмета; отдаляясь от своего хозяина, она светлеет. Что мы и покажем на нашей падающей тени (рис. 18):
4 – самое темное место;
3 – полутень;
2 – светлое место на падающей тени.
Вот вы и узнали ФОРМУЛУ придания объема любому непрозрачному предмету. На предмете другой формы пятна (градации светотени) располагаются в похожем порядке, просто пятна меняют свою форму.
Но если предмет будет хоть немного прозрачный, то в нашей формуле свет «2» и тень «4» меняются местами.
То есть вокруг блика всегда будет темное место, а там, где у непрозрачных предметов обычно самая темная тень, у прозрачных будет свет.
Примерно вот так (см. рис. 18).
Рис. 18. Светотени на прозрачном предмете
Проверим эту формулу на виноградинке (рис. 19).
Рис. 19. Изображение виноградинки
На среднестатистической бутылке все по этой же формуле: вокруг бликов темные места, вокруг темных мест полутона, а в самой тени – светлые пятна, меняется только форма пятен (рис. 20).
Рис. 20. Изображение бутылки
И даже радужная оболочка глаза рисуется по формуле «прозрачных предметов» (рис. 21).
Рис. 21. Изображение глаза
Вот так, всего лишь поменяв тень и свет местами, рисуя любой предмет, вы можете создать иллюзию прозрачности! Надеюсь, вы заметили, принцип и этапы рисования разных предметов были одинаковыми. Это называется общими принципами.
Это и есть те моменты, которые я в своем стремлении научиться вышивать вообще не брала во внимание.
Теперь я стараюсь рассматривать рисунки карандашем постоянно обращая внимание на свет, тени..
. [взломанный сайт]
Отредактировано Molly (2014-07-11 01:52:54)