Заранее прошу прощения, но не смогла я пройти мимо этого материала. Захотелось поделиться с вами
Речь вот о таких фигурках! И делают их люди из мексиканского племени Уичоль(Huichol).
Такие фигурки, а так же картины создают шаманы, когда им приходят видения. А видения им приходят когда они покушают галлюциногенный кактус. Все. Фигурки сначала обливают пчелиным воском, а потом вдавливают бисер. Сегодня интернет просто пестрит разнообразными фотографиями с фигурками, картинами, масками, браслетами которые делают уичоли.
Уичоли занимаются ткачеством, вышивкой, узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью, выделкой кожи, изготавливают луки и стрелы, музыкальные инструменты.
Также широко известны nierika — своеобразные картины, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи, одновременно являющиеся и предметом прикладного искусства, изготавливаемым на продажу, и религиозным объектом. У нас такая техника получила название "ниткография". Некоторым художникам-уичолям удалось добиться известности и коммерческого успеха: например, художнику Хосе Бенитесу Санчесу, который выставлял свои работы в США. Он как раз работает в вышеуказанной технике.
У них появились последователи и сегодня многие вещи можно увидеть в музеях, на выставках. Например Марина Демпстер с ее коллекцией обуви
Уичоль - это индейский народ проживающий в Западной и Центральной Мексике.
Работы уичолей отражают их религиозные верования. Работа с бисером является в некотором роде новым ремеслом для уичолей. Хотя подобные изделия появились еще задолго до испанского завоевания, в древности вместо бисера использовались кусочки кости, глина, кораллы, камни, ракушки и семена.
Поскольку это были ритуальные предметы, цвета подбирались со смыслом: синий обращался к духу дождя; черный к Тихому океану, красный означал Вирикуту, место рождения пейотля, оленя и орла.
Стеклянные, пластмассовые или металлические бисерины наклеиваются на деревянную форму, покрытую пчелиным воском. Как правило, это изображения животных, маски, чаши. В них, как и в других предметах творчества уичолей, отражаются мифологические и религиозные символы и сюжеты
Изначально фигурки, конечно, не были просто объектами искусства. Они использовались, как приношения, или скорее - средства передачи посланий богам и духам предков. Чаще всего использовались символы игуаны, кролика (фертильность), морской черепахи (вызывание дождя), курицы, оленя. Шаман общался с богами испивая напиток, выжатый из кактуса пейотль или пейот. Именно отсюда и взяло название бисерной техники "пейот" - "мозаичное плетение". Если взглянуть на способ выкладывания бисером фигурок - он мозаичный))))))
Индейцы почитают пейотль как божество и часто используют при различных обрядах. После того как шаман выходил из транса (общения) он тут же приступал к созданию картины, фигурки и тд. таким образом он передавал слова Богов. А попросту он переносил картинки, которые являются ни чем иным как галлюцинациями после принятия напитка.
Сегодня индейцы создают работы в основном на продажу, для туристов, но до сих пор вкладывают в них сакральный смысл.
К сожалению работы уходят все дальше от традиций и становясь объектами искусства и товаром, все меньше передают религиозный смысл. На сегодняшний день продажа таких работ является практически единственным способом выживания племени.
Когда просматриваешь эти красочные фото с работами Уичолей, вопрос напрашивается сам собой: как их делают? Оказалось все довольно просто: бисеринки выкладываются дырочкой вверх на основу. Этот способ известен не только Уичолям. У нас эта техника широко применяется при выкладывании икон бисером.
Вот что пишет Марина Ляукина в своей книге "Бисер"
"Техника выкладки бисера, бус, стекляруса по клейкой основе известна давно. Русский историк И. Е. Забелин в книге «Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст.» пишет, что еще в XVII веке в покоях Московского Кремля стены украшали насыпным стеклярусом. Предварительно стены клейстеровали мукой или клеем, затем по этому грунту насыпали стеклярус. В 1689 году в сенях комнаты царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I, стены были расписаны стеклярусом по зеленому грунту.
Среди бисерных работ XIX века иногда встречаются маленькие картинки из бисера, вдавленного в восковую основу.
Редкость таких работ объясняется не столько недостаточной популярностью этого вида рукоделия, сколько относительной недолговечностью восковых картинок. Бисеринки на старых работах уложены на воске боком или плашмя (так, что видны дырочки). По-видимому, каждую бисеринку брали на иголочку и укладывали на ее место. Образцами служили изображения, разбитые на клеточки, как для вышивки крестом.
До настоящего времени выкладкой бисером 4 и стеклярусом украшают восковые пасхальные яйца на юге России, па Украине и в Центральной Европе. В качестве основы для выкладки не годятся парафин и другие материалы, из которых изготовляют декоративные и хозяйственные свечи, - в эти материалы бисер не вдавливается. Нужен именно натуральный пчелиный воск. Благодаря появлению новых материалов, в том числе клея для стекла, выкладка бисером получила дальнейшее развитие как выкладка по клею, лаку. Выбирая клей для таких работ, внимательно прочитайте инструкцию. Не годится клей, требующий смачивания обеих склеиваемых поверхностей и их предварительной просушки. Предпочтителен быстросохнущий бесцветный прозрачный клей. Прости безопасен в применении клей ПВА. «Супермомент» и «Суперклей»
Сегодня многие пытаются делать выкладку (инкрустацию) бисером различными способами. Например вот такие картины
А некоторые даже инкрустируют бутылки и стеклянные изделия.
Большой популярностью пользуются фигурки
Технология такова: бисер выкладывается на клеевую основу, дырочкой вверх. Клеевой основой обычно выступает лак или клей ПВА, но после все равно покрывается лаком.