«ЧП» на Сахалине.
http://www.sakhalin.ru/Region/Town/yuzhno.htm
Вместо предисловия. Страницы этой писанины я посвящаю своей ненаглядной. Которая в меня поверила (39 лет назад). И поддерживает меня все эти годы в наших самых сумасбродных идеях и начинаниях. Являясь одновременно и помощницей, и «моторчиком», и критиком «в одном стакане». Так как родилась она в самый короткий день года – то пусть этот фотоотчёт будет для неё светлым лучиком в самой длинной ночи года. С днём рождения, дорогая моя козерожка!
[right] Рассказывать о вкусе устриц (по-Жванецкому) или крабов и красной икры-«пятиминутки» (как в нашем случае) можно очень долго.
Особенно это будет интересно для тех, кто их никогда не пробовал.
Но лучше всё-таки попробовать этот деликатес (настойчиво рекомендую), а потом уже о нём сказы сказывать.
Смакуя подробности…
Так же долго можно рассказывать и про удивительный остров Сахалин.
Поэтому вместо длинных и нудных фраз про каторжный остров я предложил бы посмотреть снимки участников команды «ЧП».
Сделанные на острове с одиннадцатого по двадцать седьмое сентября 2014года.
С комментариями в виде путевых заметок.
И некоторыми отступлениями в виде дат, имён, координат, мыслей, очень большого количества ссылок и пояснительных записок «на манжетах» [/right]
Идея.
Как и все подобные «сумасброды» - она родилась почти внезапно и вынашивалась, как любимое дитя, очень долго – девять месяцев. Хотя и была закономерной. Учитывая прошлое автора этих строк. Случилось это во время БЗП-14 (большого зимнего путешествия) от Сызрани до Волгограда на авто. http://podonu.ru/forum/index.php?topic=3958
Когда и была почти спонтанно создана команда «ЧП». В недрах экспедиции «Средний Дон» www.podonu.ru
Пользуясь случаем, огромное «мерси» всем «подонкам» и конкретно администраторам сайта:
Дмитрию aka Dmitriy_K
Олегу aka Racer
Оксане aka Ноябрина
приютивших нас на форуме.
И для которых, смысл фразы Сергея Федина вовсе не пустой звук:
«Люди делятся на тех, кто интересное для других делает интересным для себя и тех, кто интересное для себя делает интересным для других».
Так же как и они - автор предпочитает относиться к последним.
И таких уважает!
Позже идея была «оформлена» в отдельную тему http://podonu.ru/forum/index.php?topic=4045 с перипетиями, обсуждениями и принятием окончательного решения.
Для тех, кто уже был (или живёт) «там» и для кого интересны только «картинки» можете смело пропустить весь текст. Впрочем, как и «карточки» - в Интернете все они есть (или почти есть) и в очень больших количествах. Текст может принести пользу только для тех, кто хотел бы «там» побывать, не наступать на «организационные грабли», интересное для себя делает интересным для других и просто любит путешествовать.
ПАСПОРТ МАРШРУТА
1. Название маршрута – Авто-пеший Сахалин
2. Контактная информация заявителя (адрес, электронная почта) - dewa43@mail.ru
3. Наименование организации (команды, инициативной группы и проч.) Команда «Честный паркетник» разные города РФ
4. Город нахождения группы –Волгоград, Воронеж, Тула, д.Чулково (Московская обл.), п.Катуар (Московская обл.), Южно-Сахалинск,
5. Информация об участниках маршрута:
№ Ф.И.О. Возраст Опыт участия Должность в группе
1. Алексеев А.А., aka Антон_а, 28, М/с, спортивное троеборье III к. гор. Кавказ - 2011
авто Карелия, Казахстан, Крым, Волга, Калмыкия, регионы РФ, Беларусь, Украина
Штурман, техконсультант
2. Корт А.А., aka cortetey, 37, б/к авто Карелия, регионы РФ, (не полные данные) Техконсультант, к.т.н.
3. Стамур А.В., aka Stamur, 41, Кмс, туризм Техконсультант
Yк.водн. рук. каяк, Саяны,
YI к.водн. каяк Кавказ,Карелия, Тува, Саяны, Алтай,
III к.гор. Кавказ, Тува, Саяны, Алтай,
Авто Карелия, Кавказ, регионы РФ, (не полные данные)
4. Стамур Т.Ф., 37, II к. гор. Кавказ б/к авто Карелия, регионы РФ (не полные данные) Повар
5. Сущенко Н.И., 57, б/к, пеш Курилы авто Карелия, Казахстан, Калмыкия, Украина регионы РФ Повар
6. Сущенко А.И., aka Бывший, 57, Кмс, л/а, III к. пеш. Курилы, II к. пеш. рук. Сахалин,
б/к авто Карелия, Казахстан, Калмыкия, Украина регионы РФ Организатор, завхоз
Все участники имеют опыт длительных путешествий
6. Территория (район путешествия): остров Сахалин
7. Вид туризма: авто/пеший (комбинированый)
8. Способ передвижения: авто, пеш.
9. Сезонность (время года): сент. 2014
10. Сведения о маршруте
• общая протяженность в днях: 14 (12) дней
• общая протяженность в км: 2 184км (учитывая применение на НОАХ не типовых колёс (185х65хR14), а использование 215х90хR15 - реальный километраж возможно больше на 15-20%)
• количество ночевок: 14 (12)
• пункт начала маршрута: Южно-Сахалинск
• пункт окончания маршрута: Южно-Сахалинск
• количество стоянок с местом для разведения костра или горелки: 10 с применением только газовых горелок – экологический принцип команды «ЧП», применяемый во всех регионах проводимых путешествий.
11. Карта-схема маршрута (пункты начала и окончания маршрута, места ночевок, стоянок, экскурсионных и иных объектов, представляющих интерес для туристов) может быть представлена про запросу (в виду сложности размещения в теле отчёта) или можно посмотреть по ссылке: http://podonu.ru/forum/index.php?topic=4322
Поэтому осмелюсь начать с тех, кто прошёл весь маршрут и был причастен к нашей поездке.
Участники:
Андрей и Таня аkа Stamur (Волгоград и Тула)
Андрей аkа cortetey (Воронеж)
Антон аkа anton_a (Бронницы, д.Чулково, Подмосковье)
Анатолий и Наташа аkа Бывший (он же Dewa43), аномальная провинция Катуар и Южно-Сахалинск
Местные:
Ваня аkа Color
и Катя аkа Матифа (маршрут со Стародубского до водопада на притоке р.Черемшанка и следование до бухты Тихой) на Форд-Мазда (басик)
Паша aka Калючий (маршрут со Стародубского до Взморья) Делика (басик)
Алексей aka Tsar_lekseich (маршрут от Гастелло до северОв и обратно через Бошняковкий перевал и мысы Ламанон и Стукамбис - до Южно-Сахалинска) на Тойота-Кариб (стоковая пузотёрка)
Олег Михалыч и Олеся аkа Скептик на Мицубиси-Делика (басик) мыс Птичий
Лена аkа ТЕА и Дима на Мицубиси-пузотёрка мыс Птичий
и вся (вышеперечисленная) компания в сборе на мысе Птичьем на заключительном этапе.
Пользуясь случаем - ВСЕМ большое СПАСИБО за посильное участие в мероприятии!!!
А также.
Саше и Кристине за приют, угощения, чай и помощь в "доводке пепелаца до транспортного состояния" и поисках танковых капониров в дождь возле Стародубского.
Паше aka кАлючий за крабовый рынок, экскурсию на место синтоистского храма во Взморье, интересный рассказ.
Сергею aka Штурман за консультации (по телефону)
Ире Величко за предоставленную квартиру в Александровске-Сахалинском во время дождя.
Николаю Михайловичу за прекрасный музей в Смирных, патроны от японской винтовки "Арисака" и четырёхсуточное ожидание.
Темуру Мироманову - наследственному директору музея А.П.Чехова (музей был организован в 1896году) за экскурсию через каторжанский туннель на мыс Жонкиер, интересный рассказ про скалы «Три Брата» и «Три Сестры» и сопровождение на обзорную площадку.
Диме aka Тормоз за пророчество, что наш пепелац "не доедет и развалится" - проехали, однако...
Олегу Владимировичу - "Российские технологии" за подготовку авто, замену всего что можно заменить и предоставленный подъёмник для замены тормозных колодок
И, соответственно, всем форумлянам (с различных сайтов), оказывающим помощь в сборе и подготовке информацииюо по нашему маршруту.
Отдельная благодарность Олегу Михайловичу aka Скептик за далеко не скептические замечания «по поводу и без». Они позволили более трезво оценивать свои силы и тонко уловить грань между полным экстримом и полным головотяпством.
Коллективу ООО "Мост" спонсору поездки, представившему "на полное растерзание и не полное утопление" нашего "Ноевого ковчега" и возможность хранить шмурдяк и харчи.
Километраж:
2 184км (учитывая применение на НОАХ не типовых колёс (185х65х14), а использование 215х90х15 - реальный километраж возможно больше на 15-20%)
Время:
13-09-2014 командный старт в аэропорту Хомутово в 9-10
27-09-2014 финиш на пл.Победы в 21-06
Максимальная скорость:
109км/час, средний расход топлива около 19л/100км
Топливо:
Соляр (от 27,50руб/л (отправлено с Москвы 320л), по острову в среднем 40руб/л, в Углегорске 44руб/л)
Затраты:
Питание, проживание, топливо, замена тормозных колодок - около 12тыр/чел на одного участника (без стоимости перелёта)
Более детально затраты можно посмотреть здесь: http://podonu.ru/forum/index.php?topic=4045
Матобеспечение:
Стоковый микроавтобус без шнорхеля Лит-Айс «НОАХ» 1998г.в., лифт 4см, применение «дубовой резины» от «УАЗ» 215х90х15, походный шмурдяк, хай-джэк (не пригодился), бензопила «Штиль», инвертер 12х220, 300вт, газовая плитка и газовый баллон на 5л (заправку нашли только в Южно-Сахалинске), аптечка.
Навигация:
GPS-навигатор с комплектом карт для местности, по которой проходил маршрут экспедиции. Бумажные топографические карты и автомобильный атлас на весь маршрут следования (не пригодился)
Магнитный компас (не пригодился)
Связь:
Стационарная СВ радиостанция - обязательна. Или LPD-портативные УКВ радиостанции 433 мГц для связи.
Мобильный телефон (желательно МТС + Мегафон или МТС + Билайн, озаботиться роумингом). Как показала практика все обещания материковских сотовых провайдеров "про безлимитку" - это пустой звук. Здесь (на Сахалине) "климат иной"
Комплектация автомобиля:
Комплект полноценного инструмента
Запасное колесо
Маслянный фильтр
Два воздушных фильтра +1
Масла и технические жидкости на одну полную замену
Тормозная трубка (наиболее длинная из идущих к колёсам)
Тормозные шланги.
Комплект тормозных колодок (были приобретены «в процессе»).
Запасные лампочки головного света.
Комплект для ремонта проколов колес.
Манометр.
Армированный скотч, изоляционная лента, пластиковые хомуты, герметики и пр.
Компрессор.
Остальные запчасти берутся с собой исходя из собственного понимания особенностей и технического состояния своего автомобиля.
Индивидуальное снаряжение:
Комплект одежды ( 0 С)
Комплект одежды (+10 С)
Дождевик
Термобелье (для сна)
Берцы или трекинговая обувь
Резиновые сапоги
Теплые и простые носки 2 пары
Теплый головной убор типа спортивная шапочка
Перчатки или рукавицы
Налобный фонарик и запас батареек к нему
Ручной фонарь и запас батареек к нему
Кемпинговые фонари и запас батареек к ним.
Нож, перочинный нож (а лучше мультитул). Охотничьи ножи - брать не рекомендуется.
Влажные гигиенические салфетки, туалет/бумага и/или бумажные полотенца
Индивидуальные гигиенические принадлежности и посуда (чашка, кружка, ложка)
Спальник.
Внедорожное снаряжение: (не пригодилось)
Трос металл. 25-30м
Два шакла.
Рабочие перчатки из плотного материала.
Корозащитная стропа.
Хайджек.
Прибабаха хайджека для подъёма за колесо.
Санд-траки (заменили досками).
Бивуачное оборудование
Раскладные стулья по количеству членов экипажа.
Раскладной стол.
Газовая горелка-плита (компакт).
Газовый баллон 5л.
Аптечка (расширенная болеутоляющими, желудочными, противопростудными, противовоспалительными средствами и мазью от ожогов, а так же, при необходимости, препаратами от индивидуальных недугов, так же обязательно наличие эластичного бинта, марлевого бинта, пластыря, зелёнки и йода)
Лопаты.
Топор.
Бензопила.
Мусорные мешки.
Описание безопасности при проведении маршрута:
Детальная разведка и подготовка маршрута на протяжении более семи месяцев.
И тридцати лет проживания и работы на острове.
Соблюдение правил ПДД.
Преодоление водных преград с разведкой.
Пожарная охрана – принципиальное использование только газовых горелок для приготовление пищи.
Костёр был предусмотрен только в условиях форсмажора (использован в дождь, во время непредвиденной ночной стоянки во время посещения Нитуйского водопада. Во время дождя на мысе Маморный, заключительном ПАТИ на мысе Птичий).
Техническая подготовка а/м с использованием нештатной резины, не влияющих на техническое состояние, но увеличивающих проходимость.
Использование хай-джэка (не пригодилось) и др.технических средств применяемых и апробированных в более ранних автопутешествиях по РФ, Казахстану, Калмыкии, Татарстану, Карелии, Марий Эл и Чувашии.
Опасные погодные факторы: – ливень на Бошняковском перевале.
Из опасных факторов:
- преодоление бродов (три раза) во время прохождения Бошняковского перевала в ливень,
-чёрных зыбунов (зыбучие пески западного побережья Тонино-Анивского полуострова южнее заставы Южная).
Маршрут подробный:
Южно-Сахалинск - аэропорт Хомутово – место старта-
-Долинск (техноген, ЦБЗ)
-Стародубское (орудийные башни и танковые капониры с останками боевых машин)- купание в море
-Взморье (крабовый рынок, синтоистский храм (остатки) и обед с крабами -
-Водопад на притоке реки Черемшанка-
-Бухта Тихая (походы на хребет Жданко к водопадам, экскурсия к останцам с выходами жил халцедона и гранитов, ночная съёмка, восхождение на вершину сопки для утренней съёмки)-
-Клоковский водопад – пеший поход
-Макаров (заправка, техноген, ЦБЗ)-
-Вахрушев с водопадом на р.Нитуй (бесконечный брод по реке, ночная съёмка, ночёвка на водопаде, дождь)-
-Гастелло (техноген и старые японские и советские постройки «а-ля милитари», дождик)-
-Поронайск (посещение старого аэродрома, дождик)-
-Леонидово (посещение памятников и старых японских ДОТов, дождик)
-Смирных (дождь)
-Верхний Армудан (посещение памятника, Камышовый (Чамгинский) перевал, дождик)-
-Александровск-Сахалинский (музей А.П.Чехова, скалы Три брата и Три сестры, мыс Жонкиер)-
-Дуэ (посещение водопада Воеводы и др., дождь)
-Победино (посещение мемориала ВО, 50 паралель, Харамитогский укрепрайон, )
-Смирных (музей Харамитогского укрепрайона)
-Бошняковский перевал (броды, два водопада, ливень, ночёвка на заброшенном маяке в п.Бошняково)
-Углегорск (осмотр города и памятников, солярка 44р/л)
-мыс Ламанон и мыс Стукамбис (два водопада и экскурсия на маяк, дождь)
-пос.Ильинский (сильный ветер, съёмки на море, замена ремня ГРМ)
-Южно-Сахалинск (экскурсия, осмотр города, посещение комендатуры)-
-Холмск (Холмский перевал, посещение мемориала на Холмском перевале, пеший поход по старой ж.д. к Чёртовому и Ведьминому мостам)
-Невельск (водопад на р.Салют, Ловецкий перевал, памятники погибшим морякам в городе)
-Южно-Сахалинск (экскурсия, осмотр города)-
-Корсаков (экскурсия и смотровая площадка)
-Пихтовое – разведка и попытка подготовить запасной (короткий маршрут) с восточного на западное побережье Тонино-Анивского полуострова в сторону мыса Птичий и Великан
-застава Южная (водопады, дождик)
-мыс Мраморный и берег Надежды (пешеходный маршрут, дождик)
-оз.Изменчивое (полёты параглайдеров)
-мыс Птичий и мыс Великан (двойной перевал, скалы микро-Курилы)
-Южно-Сахалинск (подъём на канатно-кресельной дороге (протяженность 1100м и 900м) на вершину г.Большевик ок.700м на у.м., концерт клуба КСП на горе приземления, ночная съёмка)
-вылет из Южно-Сахалинска (дождик)
Цель:
Описать, снять и представить координаты достопримечательностей острова. С целью популяризации автомобильного Сахалина в широких слоях путешественников на материке и в Сахалинской области. Никому ничего не доказывать, проехать по острову, отдохнуть, поснимать, порыбачить, пообщаться с местными аборигенами. «Уложиться» за две недели в 35-40тыр на одного путешественника (кроме презентов и текущих расходов). Вместе с перелётом от Москвы до острова и обратно (почти удалось всем, кроме одного участника).
Противоречия:
В отчёте вы найдёте разные даты. с 11 по 27 сент-2014. Это время съёмок и разные билеты авиакомпаний. По которым члены команды "ЧП" прибывали на остров. И проводили съёмки. Вся команда "в полном сборе" проводила путешествие с 13 по 27 сент-2014.
Как я понял, то бесконечный спор - что лучше "ведро гаек с болтами или иноземная пузотёрка (как вариант - навороченный жЫп по цене «Боинга»)" может продолжаться до бесконечности.
Поэтому вставлю и свои три копейки.
Для меня самая лучшая машина та, которая едет.
Самый лучший водитель тот, кто выбирает оптимальное сочетание
комфортности, проходимости и понимает простые истины - не важно на чём ты добирался до точки съёмки - важно, что можно будет показать читателям и зрителям.
Самая лучшая команда, которая способна искать компромисс между желаниями и возможностями.
Потому, что тип авто, модель камеры, величина объектива и программное (на сегодняшний день) обеспечение - это всего лишь характеристики инструмента. Самого обычного инструмента, типа молотка. А уж куда им стукнуть - по пальцу или по гвоздю зависит только от желаний и мастерства автора.
Ну как-то так.
А Сахалин - замечательное место для съёмок.
Все снимки и описания достопримечательностей командой «ЧП» и «примкнувшими» выложены в хронологической последовательности с координатами и комментариями «по ходу» маршрута с их согласия в основном отчёте команды.
P.S. Всех, кто любит только «правильный» образ жизни и видят в нашей команде отклонения от норм джиперской этики и т.д. !!! – настойчиво рекомендую НЕ СМОТРЕТЬ данный фотоотчёт.
С ув. АСу.
Старт планировали 13-09-2014 в 13-00.
Но погода (эта мерзкая отвратительная сахалинская барышня) внесла свои коррективы. Пришлось выехать раньше и по другой причине. Южно-Сахалинск праздновал свою очередную годовщину освобождения от японских милитаристов. И улицы города были частично перекрыты, а большей частью запружены, знакомыми по столице, автомобильными пробками. Поэтому устанавливали бортовое питание на 220v уже на объездной дороге за Южным.
Город Долинск проехали почти не останавливаясь. Так как особого энтузиазма в осмотре местной достопримечательности – целлюлозно-бумажного завода с почти столетней историей ещё японской постройки - не было. Хотя, как техноген, он может быть интересным для путешественников. Особенно бумагоделательные машины тысяча восемьсот лохматого года…
Координаты завода в Долинске: Широта: 47°20′8.95″N (47.33582) Долгота: 142°47′38.46″E (142.794017)
47.33582, 142.794017
Первым пунктом с плановой остановкой стали орудийные башни времён «холодной войны» на северо-восточном пляже посёлка Стародубское Долинского района.
И первое купание Антона в настоящем Охотском море. Остальные как-то не рискнули, поправляя капюшоны штормовок. Хотел было написать в Тихом океане (что не противоречит истине), но до настоящего океана ещё более тысячи миль и Курильские острова.
Координаты орудийных башен на северо-восточном пляже посёлка Стародубское :
Широта: 47°25′2.27″N (47.417296) Долгота: 142°47′59.72″E (142.799922)
47.417296, 142.799922
А на берегу продолжалась своя ежедневная жизнь, игрались свадьбы, ржавели суда возле ковша, ловилась рыба. Обычная субботняя суета.
И то, что для большинства организованных жиперов было суперэкстримом - здесь воспринималось как обычная рыбалка. Без всяких героических поездок с навителами, озиками и гарминами…
Для полного представления о составе нашей команды я вынужден перечислить ещё раз всех членов коллектива в алфавитном порядке, которые будут иногда «мелькать в кадре». Что бы вам понятнее было «ху из ху». И в сокращенном варианте «для удобства» на случай «форс-мажора»
Ант - аkа anton_a - он же Антон из д.Чулково, (Московская обл.)
Корт - аkа cortetey – он же Андрей г.Воронеж
Нат – просто Наташа (моя ненаглядная половина) г.Южно-Сахалинск
Стам - аkа Stamur - тоже Андрей г.Волгоград и Москва
Тан – просто Таня (это тоже ненаглядная, только не моя) г.Тула, Волгоград и Москва
И, собственно, автор этих строк. В миру не очень скромный пенсионер-флудер с простым, почти французским именем, Анатолий – aka Бывший. И прочими ник-неймами. Типа – Толстый, Худой, Dewa43 и ещё тысячей и одним ником на прочих форумах в прошлой интернетной «жизни». Из Южно-Сахалинска и самой настоящей французской провинции Катуар, что в ближнем Подмосковье. (Станцию назвали в начале 20 века в честь её основателя, российского промышленника французского происхождения Льва Ивановича Катуара, сына российского композитора Георгия Львовича Катуара. Который принимал активное участие в проектировании и строительстве Савёловской ветки. Названой так в его честь).
Пока Нат и Тан пили чай у Кристины, приветливой хозяйки в Стародубском, и знакомились с её хозяйством - Ант со Стамом добивали последние рёбра жёсткости на басике. Мешавшие колесам нормально «прыгать на кочках».
В ожидании Паши aka Калючий и Вани aka Color с Катей aka Матифа. Которые должны были сопровождать наш «пепелац» в первой части путешествия.
…Или до знаменитого пророчества Димы aka Тормоз "не доедет и развалится".
Соответственно, они были на не менее стоковых «Делика» и «Форд-Мазда».
Поскольку унылый статус нашего пузотёртого «ноевого ковчега» на совсем не жЫперских колёсиках (215-90-15) не позволял нам пригласить в компанию более продвинутых люфтованых монстров. Приподнятых до десяти дюймов, типа знаменитой «Годзиллы». На цивильных штатных «мудзилах и гудиярах» от 38дюймов и выше. С шнорхелями и лебёдушками на переднице и заднице. Усиленными бамперами из железнодорожных рельсов и швеллеров. Сваренных местными Кулибиными из инструментальной стали.
Ссылка. http://travel.drom.ru/14619/
В конечном итоге, после часовой «доводки», колеса перестали «шаркать по кузову» перегруженного шестиместного (как оказалось, семиместного) старичка «НОАХ» К тому времени подоспели Паша aka Калючий и Вани aka Color. В басик к которому мы и пересадили наших ненаглядных в более комфортные условия. Всё равно, из-за горы рюкзаков и походного шмурдяка (до потолка), было весьма проблематично разглядывать их лица.
Координаты танковых капониров в Стародубском :
Широта: 47°24′23.93″N (47.406648) Долгота: 142°50′50.86″E (142.84746)
47.406648, 142.84746
Снимки были сделаны накануне приезда основных сил команды «ЧП» на остров. Заодно и освоили некоторые приёмы владения современным боевым оружием.
Вот в таком составе мы и двинулись на северА.
В сторону второй и третьей точки нашего маршрута – села Взморье. Бывшего в советский период посёлком городского типа. Ещё раньше японского поселения Сирануи. С крабовым рынком, ж.д. станцией, затопленными шахтами, практически полностью разрушенном бывшим японским портом-ковшом — таких много на Южном Сахалине. Около полусотни, их построили в начале прошлого века.
А также остатками синтоистского храма.
Ссылка на Взморье со снимками
http://autotravel.ru/town.php/3587
Координаты ж.д. станции и крабового рынка:
Широта: 47°50′59.81″N (47.849948) Долгота: 142°30′31.87″E (142.508853)
47.849948, 142.508853
Координаты руин синтоистского храма и портового ковша:
Широта: 47°51′29.76″N (47.858267) Долгота: 142°31′37.38″E (142.527049)
47.858267, 142.527049
На местном рынке пришлось «отстегнуть» 2,5тыр. за 6 (шесть) весьма «приличных крабов». В принципе, можно было за ту же сумму купить и одного большого. «Ну очень большого». Величиной панциря с приличную суповую тарелку. И ещё уплатили 540рэ за 9 (девять) пян-се. (Забегая немножко вперёд констатирую факт, что это довольно дорого за обычные пян-се, в других городах острова цены несколько гуманнее). Пян-се – это такие толстопузые корейские вареники-пирожки-манты приготовленные на пару. С капустой, перцем (чёрным, молотым) и следами мяса. Что бы «заморить червячка» перед началом дегустации членистоногих с…
Конечно же - пивом…
Вообще-то краб в море и краб на рынке это один и тот же краб. Но выглядят они по разному…
На восточном побережье Охотского моря, около 70 лет назад стоял синтоистский храм. Построенный в прошлом веке - в это время Япония отмечала 2600 лет со дня образования своей империи. Сейчас остались только ворота, тории, пара-тройка камней с иероглифами от некогда величественной лестницы и густые заросли морского шиповника. Да ещё остатки порта-ковша на побережье.
И там же россыпи самородного янтаря. В достаточно больших количествах. Кому интересно, можете прочитать интересный экскурс в историю более подробно здесь
http://www.sakhalin.info/weekly/94197/
И осы.
Охраняющие подступы к древнему святилищу. Пишу об этом в назидание будущим путешественникам – Катя испытала необычайное удовольствие от их укусов.
Нат и Тан японческий Бог и осиная охрана - миловала…
Команда «ЧП» и примкнувшие благодарят Пашу aka кАлючий за организацию первого пикника. А также интересный (на мой взгляд) рассказ о древних святынях и, самое главное, за утилизацию панцырей и клешней от крабов.
Наших материковских друзей несколько удивило относительно чистое морское побережье от вездесущего хлама и мусора. В отличие от материковских морских акваторий и берегов. Хоть это да радует, что остров не очень похож на мусорную свалку в глазах приезжих...
Я не случайно упомянул этот экологический факт. Учитывая количество багажа оккупировавшего наш «Ноев ковчег». Где полностью отсутствовали верхние полки (как в общих вагонах поездов дальнего следования) для хранения багажа. Поэтому некоторые члены команды могли внимательно рассматривать только впереди лежащие рюкзаки и прочий шмурдяк. Вместо достопримечательностей «острова вечно-зелёных помидоров». А учитывая, что белковый продукт даёт «нехилый запашок» уже через пару часов – перспектива вырисовывалась очень «весёлой». Под хрюкающие, чавкающие и шаркающие звуки грузовой дубовой резины о все выступающие части кузова. Которые не удалось спилить болгаркой во время подготовки к поездке. И «загнуть» уже после старта. Кувалдометром.
Рынок. Констатация факта из собственных многолетних наблюдений, а не тупая реклама. Один из самых не дорогих аналогичных рынков (хотя у браконьеров или на местном слэнге "бракашей" цены могут быть на порядок!!! ниже). В тех же Пионерах или Шебунино (западное побережье) или Фирсово.
Продукция может быть свежей (только выловленой) в начале недели и менее свежей к концу недели и особенно на выходных. В зависимости от штормовой! погоды накануне, цен на аналогичную продукцию у конкурентов и… количества проезжих покупателей.
Проверить свежесть очень сложно - надеятся можно только "на нюх" и "честные глаза" продавца. Получить отравление от белка значительно легче.
Для тех, кто может быть не знает. Самое вкусное мясо краба, который выловлен в месяцы, где в слове присутствует буква "р". С сентября и до апреля. В остальное время его тоже можно есть, но оно водянистое, типа желе, на любителя. Эту инфу (про месяц вылова и "вкусность") доводилось проверить в... Мурманске. Куда в середине прошлого века был завезён и удачно адаптирован к местным условиям, камчатский и королевский краб. Или сокращенно "камчадал" (слэнг) - один из самых больших по размерам в своём виде. На Сахалине самый большой экземпляр, который мне доводилось дегустировать - имел диаметр тарелки (панцыря) почти 31см. Но встречаются экземпляры и крупнее.
Гурманы считают, что в отличие от коровы и курицы, чем старее краб, тем больше и нежнее и вкуснее мясо. Особенно сразу после линьки. Это когда он (краб) меняет хитиновый панцырь на новый. Спорить не буду, но мне больше нравятся среднего размера («тарелка» до 20см, конечности до полуметра) в месяцы, когда «Р» присутствует. И нужно отдать должное, что - чем меньше краб, тем меньше мяса и соотношение цена/количество мяса не в вашу пользу.
Ларчик открывается просто - хитиновый панцырь большого краба легче разрезать в сентябре ножницами, клешни разбивают камнем или молотком. Без "удовольствия" порезать руки "при вскрытии". Иногда порезы бывают глубокими.
И важное дополнение по крабу.
Точнее по всем морепродуктам, которые очень богаты белком, зачастую только из него и состоящим. Это гребешок, трепанг (морской огурец), моллюски, креветки (чилимы) ряд других.
Очень легко получить очень тяжелое белковое отравление от передозировки (переедания). В реанимации может быть и спасут, но лучше бы... тьфу-тьфу...
Не уверен, что водка помогает его избежать.
Но - парадокс!
Не помню ни одного случая, что бы при умеренных потреблениях водки (до одного литра на пьющую душу и больше) были отравления.
И знаю случаи отравления без «оковитой».
Следующей, после Взморья достопримечательностью, был водопад на притоке реки Черемшанка.
Координаты съезда с грейдера в сторону водопада (ориентир столб 17км на грейдере):
Широта: 47°57′11.47″N (47.953185) Долгота: 142°20′16.26″E (142.33785)
47.953185, 142.33785
И если до станции Арсентьевка от Взморья был приличный асфальт (почти 10км), то следующие 17 километров (место съезда к реке Черемшанка) в сторону Ильинска шёл по пресловутому грейдеру. После поворота дорога уже больше напоминала участок от Бейнеу до Шетпе. Во время нашего весеннего путешествия команды «ЧП» на полуострове Мангыстау (бывший Мангышлак) в западном Казахстане…
…По количеству пыли…
Анту даже пришлось напялить на бородатый череп свою знаменитую арафатку (вместо противогаза). Которая так шокировала «особистов» в Ахтубинске Астраханской области. Когда мы снимали парад 9 мая в местной воинской части дальней бомбардировочной авиации после возвращения с Казахстана.
http://autotravel.ru/otklik.php/8252
http://autotravel.ru/town.php/244
Арафатка помогала «не очень» Что творилось в салоне, где сидели Корт и Стам мне представить было сложно. Поэтому, когда мы съехали с пыльного направления в болотную жижу лесной чащобы - все вздохнули облегчённо. Вскоре все дырки в салоне были залеплены грязью островных направлений. И для «общей карточки» на перевальной точке мы выходили с вполне приличным настроением. После крабов и лёгкого «Levenbrau»…
… Накануне выезда на маршрут я заехал для последних консультаций к знатоку островных «епеней и направлений» и.о. председателя клуба «Автотур» Олегу Михайловичу. Больше извесного в жЫперском миру, среди владельцев островных пузотёрок, а также печально-анонимном сайте sakh.com как aka Скептик. Как и следовало ожидать - Скептик весьма скептически (а на другое я и не надеялся) оценивал эту безумную затею с самого начала. А после более детального осмотра нашего «ноевого ковчега», больше похожего на породистую таксу с лапами кавказской овчарки, и вовсе выразил искренние сомнения.
Что наша «недомашина» сможет куда-то доехать. А заодно он попросил передать в музеи Смирных и Александровска-Сахалинского благодарственные письма от имени «Автотура». По результатам предыдущих массовых поездок моторизованного люда юга острова на северА. Которые ежегодно проводит форум сайта «Автотур».
Обычно в такие поездки собирается больше полусотни экипажей.
http://sakhalinautotour.ru/forum2/index.php?topic=4786
http://sakhalinautotour.ru/forum2/index.php?topic=5160
http://sakhalinautotour.ru/forum2/index.php?topic=5172
В этот день у Михалыча был в гостях тоже весьма ценный эксперт островных «епеней и направлений» Дима aka Торомоз. Которые он неоднократно форсировал не только на своём горном «лисапеде», но и на настоящем джипе. Стоковом. О более детальных Димкиных походах на лыжах, снегоступах и прочих сплитбордах Вы можете познакомиться также в «Распадке». На одноименном сайте. http://raspadok.ru/forum/showthread.php?t=2518
И я очень рад, что в далёком 2008году мне посчастливилось в его компании встречать рассвет рождественской ночи в тайге за посёлком Пихтовое. По направлению в сторону мыса Птичий. Именуемый в народе, по ошибке, Великаном. Где расположена «радиационная поляна». Оглядываясь в прошлое, могу констатировать, что для нас с Наташей это была не первая на острове зимняя автовылазка на природу с ночёвкой. Ещё без бани с парогенератором.
Так вот, ещё более скептически оценивая наш пепелац Дима aka Тормоз предрекал, что он может развалиться прямо на ходу…
…Не развалился, не сломался и даже не заглох на переправе…
…Без шнорхеля и лебёдки…
Дорогу на водопад мы с Наташей проходили уже не первый раз.
Ссылка:
(Осторожно, ненормативная лексика!!! Слабонервным и беременным лучше не смотреть!!!)
Но для других членов команды это было первое сахалинское «направление». Ни чем не отличающееся от остальных на острове. Путь на реку Черемшанка представляет собой обычную лесовозную дорогу по сопкам. Проложена она была ещё японцами. А затем во время заготовки леса ещё в конце 50-х начале 60-х прошлого века (если судить по датам, которые были оставлены на верхних складах лесозаготовителями) и уже прилично заросшую. С многочисленными поворотами и виражами, через ручьи и верховые болота. Судя по тому, как была уложена гать из лиственницы в полотне дороги - то использовать её рассчитывали не один десяток лет. С верхней перевальной точки открываются чудные пейзажи. Хорошо виден и Татарский пролив на западе и Охотское море на востоке. В лучах угасающего ещё по-летнему тёплого солнца прекрасно прорисовывалась картина хребта Жданко, возле бухты Тихая. С островерхими вершинами конусов. Следующей нашей маршрутной точки и вторым ночлегом.
И великолепных картин ранней сахалинской осени. Переливавшиеся всеми цветами радуги. (снимки будут выложены отдельным постом в конце темы)
Координаты водопада на притоке реки Черемшанка:
Широта: 47°48′31.2″N Долгота: 142°21′33.3″E –
47.808667,142.35925
Первую ночёвку решили устроить в долине реки Желтой, перед Черемшанкой. Где стоят остатки вагончиков бывшего лагеря лесозаготовителей. Хотя первоначальный план предусматривал место ночёвки на поляне у самой кромки водопада. С обилием дров и подготовленной многочисленными путешественниками бытовой «мебелью». Но перед последним спуском в долину - дорогу перегородила осыпь с зияющей пропастью внизу. Мы и в прошлые годы всегда или раскапывали её или проходили на «откренках» как это делают яхтсмены на парусных регатах. В этот раз не стали этого делать. А просто оставили машины в дорожном кармане перед осыпью. Где посреди берёзок притулилась «канолевая Тойота». Как выяснилось позже, с путешественниками из Южно-Сахалинска – один парень и четыре девчонки.
Водопад в 2014 году, не смотря на засушливое лето, был более полноводным чем в предыдущие годы. И не разделялся на два рукава, как раньше, а скидывал воду полноценной широкой стеной с каменного уступа. При более детальном обследовании речки (выше водопада) выяснилось, что нагромождение брёвен и камней по середине реки были смыты мощным весенним паводком.
Так закончился первый день на острове.
Утром, пока мы готовили еду и собирали лагерь Ант сходил ещё раз на водопад для утренней фотосъёмки...
Не обошлось и без "сюрпризов". Дорога уже прилично заросла и местами сузилась до двухколейной тропы. Бывшие стебельки берёзок и осин выросли до размеров хороших стволов. Один из которых и стал причиной "потери" бокового левого зеркала. А в зеркало заднего вида были видны только рюкзаки. Наспех сделаный бандаж из скотча (и водружение дивайса на положенное ему место) прожил не очень долго. Да и раскисшая глина не способствовала удачной рулёжке.
Координаты бухты Тихая:
Широта: 48°0′43.7″N (48.01214) Долгота: 142°32′4.16″E (142.534488)
48.01214, 142.534488
Бухта Тихая встретила нас изобилием солнца и обилием отдыхающих. В основном из областного центра. Одни ловили рыбу (уже пошли «гонцы» кеты), другие промышляли креветки самодельными драгами и бреднями. Благо, что во время отлива обнажаются подводные заросли морской травы. В которых креветка и обитает. Ловить её можно не прибегая к большим резиновым сапогам «до подмышек». Островное лето-2014 не было богатым на солнечные дни. Впрочем, как и многие предыдущие годы. Поэтому народ «оттягивался по-полной». Загорая под скупыми лучами сентября. Или просто валялся на берегу. «Стравляя» алкогольные пары в брезентовых бушлатах и прочих ветроводонепроницаемых костюмах.
Особливо «перебравшие» даже купались в скромных остатках «неглиже»…
И кажый находил радость в своих поисках. Для кого-то это рак-отшельник. У других тазик чилимов (креветка). Третьих прельщала красота полуматового халцедона.
В наших планах поездки в бухту и на станцию Тихая было полдюжины больших и малых водопадов. Которые располагались севернее бухты и тянулись вдоль хребта Жданко аж до конца сопок в районе станции Цапко. Смотри карту
Также встречается название пути к мысу Никулина - как парад водопадов.
А также причудливые скалы-останцы.
По обычным меркам картографии это всего лишь десяток километров. На деле же - пеший переход «сопка ваша – сопка наша» и постоянные спуски и подъёмы по бамбуку (что бы обойти береговые прижимы) несколько усложняли передвижение нашего арьергарда – Анта и Корта. Которые решили поснимать «парад водопадов».
Наша тройка – в составе Кати, Стама и меня по "малой воде" (вот где пригодилась тщательная проработка маршрута и полученные метеоданные о сотоянии приливов и отливов) обошла скалы, ограждающие бухту от холодных северных ветров. По пути снимая и собирая мелкие образцы халцедоновых жил и кварцитов, которые выходят на поверхность. Остальные остались в лагере занимаясь пассивных отдыхом и в поисках янтаря.
Кстати, всё побережье – от Стародубского до бухты Тихая – довольно лакомый кусочек для сборщиков этого природного феномена. Снимок которого расположен выше, в посте о Взморье.
А на снимках ниже - выходы халцедоновых жил.
Ближе к вечеру решились обследовать окрестности станции. С карьером инертных строительных материалов, местным супермаркетом в бывшем сельпо и знаменитой в тех краях автобусной остановкой. Где продают дикоросы - грибы и ягоды. Килограмм шампиньонов «тянул под пятихатку», маленькое детское ведёрко ягоды «под штуку». Что не вселяло особо оптимизма для исследования вкусовых качеств и органолептических свойств данной продукции. Ограничились только посещением сельпо, где полакомились мороженным.
А ещё заехали на местный рыборазводный завод (благо, что он всего в километре от посёлка и десятке метров от трассы). Где местные сотрудники провели для нас экскурсию. С подробным рассказом о выведении мальков горбуши в искусственных условиях. Получаса было достаточно для беглого обзора всего хозяйства не большого заводика (по местным меркам). Оказалось, что на инкубацию закладывается почти 11 с половиной миллионов икринок (на острове есть рыборазводные заводы, где на инкубацию закладывают в несколько раз больше). Из которых всего лишь 3% вернутся через три года к берегам Сахалина в виде половозрелых самцов и самок. Что бы, как и их предшественники, зайти в пресноводные реки острова (всего их в области насчитывается больше 110 тысяч), и в ямке отложить икру. У горбуши в среднем 180-250грамм или несколько тысяч икринок. И после того, как самцы сольют в эту ямку молОки и оплодотворят будущее потомство, рыба уснёт и свалится в море по течению реки.
И ещё выяснилось, что горбуша не имеет генетической памяти, в отличие от кеты. И не всегда возвращается в ту речку, в которой ей довелось увидеть белый свет.
Снимки с вечерней и утренней фотосессии (утром заезжали всей командой)
Координаты рыборазводного завода: Широта:
48°2′5.45″N (48.034847) Долгота: 142°29′31.16″E (142.491989)
48.034444, 142.493967
На обратном пути с рыборазводного завода мы снова остановились на автобусной остановке возле продавцов грибов. С тайной надеждой разжиться красной икрой к ужину. Через несколько минут после телефонного звонка мы уже катили к месту ночёвки с вожделенным деликатесом.
Или почти деликатесом (для аборигенов слово "почти" будет более уместным)
А дальше у нас была традиционная фотосессия. Каждый снимал своё.
А в бухте есть что снимать…
Впервые мне довелось побывать в тех местах более тридцати лет назад. Привлекла внимание не совсем обычная скала в южной части бухты. С изображением лица человека. То ли североамериканского индейца, то ли профилем А.С.Пушкина. Разные легенды и сказы местных аборигенов про эту скалу довелось тогда услышать.
Очень разные и очень противоречивые. Что, якобы у этой скалы, даже есть «двойник». Только расположен он за тысячи миль от Сахалина на северном Урале.
В конце восьмидесятых прошлого века довелось принимать участие в праздновании 150-летия фотографии в Москве. Где были представлены фотоработы со всех регионов огромной страны и скромная коллекция сахалинских авторов.
История эта очень давняя и уже забылось многое. Но один факт ярко отложился в памяти…
Одна из сахалинских фотографий (скалы из бухты Тихая) привлекла внимание делегации аматоров тогдашней Коми АССР. Их очень живо интересовало место съёмки этого снимка. И они утверждали, что далеко на севере Урала есть удивительное место - Столбы выветривания (останцы) на плато Мань-Пупу-Нер. И на вершине одного останца есть очень похожее изображение.
http://www.pripolar.ru/man_pupuner/
http://udivitelno.com/mesta/item/166-st … manpupuner
Плато Мань-Пупу-Нер на севере Урала. Координаты: Широта: 62°15′33.21″N (62.259225) Долгота: 59°17′38.7″E (59.294082)
62.259225, 59.294082
Эти координаты приводятся уже для сравнения.
Особливо дотошным...
А вдруг как и я ещё кто-то бредит с детства северАми и самыми северными в мире горами Бырранга...
Была давняя мечта найти подтверждение и сходство между этими останцами (скалами выветривания). А тут такая оказия. Если «вырезать» из большого снимка только изображение лица человека и повернуть его против часовой стрелки на 22 градуса, то…
Впрочем, можете сравнить «похожесть» самостоятельно. Первые два кадра (снимок и фрагмент снимка) с Урала.
Два других – изображение, снятое в бухте Тихая…
Это было авторское отступление, которое не имеет прямого отношения к нашей поездке по острову. Но которое имеет отношение к бухте Тихая и требовало дополнительной проверки…
Наши исследователи водопадов на связь вышли только вечером. Из короткого разговора по рации стало ясно, что «немного не дошли». Не смотря на много часовый маршбросок. А ещё они немножко задерживаются на чаепитии у костра двух девушек. Которые путешествуют по восточному побережью с севера на юг. Ира с Сибири, Наташа местная, островная путешественница.
Про мыс Никулина (можно посмотреть более подробно снимки водопадов)
http://images.esosedi.ru/myis_nikulina_ … =1&v=0
Ближе к полуночи, когда начался восход луны, вся команда была в сборе. И приступила к ночной фотосъёмке. Блики спутника Земли на морской глади, очертания камня-останца в бухте и ночные звёзды завораживали. Долго готовились и снимали вид бухты с вершиной близлежащей сопки, фонарями подсвечивая набегавшие волны. Договорились, что Ант на рассвете будет штурмовать сопку. И с её вершины снимать восходящее светило. Однако с побудкой немножко задержались и кадр получился «не очень»…
Вечер был весёлым, но утро было сонным…