«Дорога – это твоё. Ты сам её выбираешь.
А путник в дороге – это от бога.
Никогда не забывай об этом и никогда путнику не отказывай»
(Моя мама, водитель 2 класса. Начинала в 1939г. на АМО-Ф-15)
Байкальская сага.
Томск. Заключительный аккорд великолепной фантазии на свободную тему.
Фрагмент путешествия из Девятой части, заключительной - "Дорога домой"
-Вы видели еврея-лесоруба? Так вот он, перед вами.
Моложавый мужчина, с сединой в копне курчавых тёмных волос, протянул моей спутнице руку для знакомства.
-Володя. Сегодня пока Володя. Но завтра уже буду Владимир Яковлевич…
У моей ненаглядной перехватило дыхание. Я даже «спынным мозгом» почувствовал, что он ей симпатичен (хотя ревность это удел только моей половины, я слишком её уважаю, что бы «маяться такой фигней»). Сразу и безоговорочно понравился. Такие люди не могут не нравится. Сибирской «открытостью» души и каким-то неподдельным интересом к своей персоне и своеобразным шармом. Даже на пороге шестидесятилетия.
А теперь картинка с натуры.
Поздний вечер. Почти окраина Томска, в глубинке сибирских просторов. На самом деле только с виду окраина, скорее даже почти центр, хотя и не такой красивый. В закатных лучах сверкает минарет своим полумесяцем и великолепная, после реставрации, мечеть. С зажжёнными окнами. На обочине, через дорогу от медресе, солидный джип и такой же солидный дядька беседует с парой спутников. Вышедших с пузотёрки. У которой все боковые окна обклеены картами маршрутов.
-А вам не страшно вот так без оружия ездить по Сибири? Места у нас глухие, дикие, отдаленные.
Наш собеседник искренне удивляется, что мы такие безалаберно-простые «как три рубля» в СССР.
-Вот на эту мечеть, - продолжает он, - сам Рамзан Кадыров выделил деньги. И вы не поверите, но всё до копеечки было вложено в реставрацию. Ни одного рубля не своровали. Обалдеть. И это в современной России. Видели бы вы пару лет назад эту томскую развалюху. Могут же - когда захотят.
Ещё больше его удивляет, что я после второго инфаркта (пусть и десять лет спустя) «пустился» на такую авантюрную поездку через огромные просторы России. Как специалисту в кардиологии (он много лет занимался восстановлением постинфарктных больных) ему хорошо известны «последствия».
- Я бы вам порекомендовал лыжами заниматься. Медленно и не так трудно как бег трусцой. И пользы больше. Кислорода и озона в зимней тайге даже больше чем летом. Приезжайте к нам в Томск, тут такие красивые места. Душа радуется. Я намедни вернулся с заимки, проверял охотничьи угодья, так трое суток выбирался – весенний разлив отрезал от «большой земли» многие населённые пункты. Вот где красотища. Я там в молодости на молевом*** лесосплаве работал. Жену с дочкой на югА, а сам за багор… и без нытья… Майна-вира, балансировал «по-малой на брёвнах». Сибирский кедр, сосна, лиственница… Ковал семейное счастье, молодым был, горячим. Да особо и выбирать тогда не приходилось…
…Он так увлеченно рассказывал о своём участке дворника (стипендии было мало, вот и приходилось для подработки взять ещё три дома), что даже не верилось. Что перед нами стоял не начальник управления федерального медико-биологического агенства, а бывший студент, нищий «как церковная крыса».
Словно рассказывал нам же о нашей же студенческой юности, напористо жестикулируя и улыбаясь широкой улыбкой. С той лишь разницей, что мой участок дворника был не в сибирской глухомани. А на настоящих югАх, почти на широте Одессы и Крыма, лучших тогдашних советских курортов. (Южно-Сахалинск действительно расположен на этих широтах) И у меня, при всём желании, не было тогда возможности отправить жену с дочкой на эти настоящие югА, с югОв не настоящих. В которых, и первого июня может выпасть снег на распускающуюся листву. И когда стоимость билета в один конец приближалась к моей полугодовой стипендии. А оплата за разгрузку вагона доски-лиственницы вручную на всю бригаду - даже на треть не покрывала стоимость билета. Довелось тоже повкалывать в молодости. Удовольствие ниже среднего. Руки и ноги «гудят» после такой разгрузки ещё недели две. Особенно если с непривычки.
А вот что такое молевый лесосплав лучше бы не рассказывать, а в кино показывать. Акробаты и цирковые силачи всех мастей, рангов и ранжиров могли бы позавидовать балансировке и джигитовке «багровых***» на молевом сплаве. Когда нужно заарканить багром огромный ствол дерева, стоя на таких же «живых» и подвижных в воде брёвнах. А потом ещё и умудриться не попасть «под раздачу» троса. Который, до звенящего дисканта, натягивает речной буксир. Выуживая из огромного плота, приплывшего с верховий лесозаготовок, отдельные экземпляры. И беда большая - когда он лопнет. Не то, что тело «багрового» перерезает напополам как лезвием. У дубья может откромсать кусок ствола почище любой «дружбы-два***».
- И вообще, - наш собеседник рукой как бы подводил черту, - настоящие трудяги в России живут за Уральским хребтом, вот здесь настоящая Россия, а не у вас там…
Спорная точка зрения, но где-то в глубине души я был с ним согласен. Особенно когда поколесили по сибирским просторам. Хорошие люди, добрые и отзывчивые, населяют эти земли. Опору России. Не четА тем, кто обитает в пределах и далеко за пределами «Садового кольца».
Двумя часами ранее я снимал здание Томской хоральной синагоги – старейшей в Сибири. Требовалось уточнить кое-какие детали. Построена она была в 1850году из дерева. А спустя полвека перестраивалась. В кирпичную, просторную, двухэтажную. На средства местных прихожан. Как и большинство богоугодных заведений была экспроприирована большевиками и с 1929 года долгих семьдесят лет эксплуатировалась без всяких ремонтов. И размещались в ней кинотеатр, Белоцерковское военное училище и даже Томский областной суд. При общепонятной самой гуманной деятельности которого - она и была доведена до аварийного состояния. Всё – фенита ля комедия. Финиш. Два года ушло только на укрепление, что бы «не рухнуть на головы беспечных прихожан». К 2010 году здание снова было отреставрировано. Вы почти угадали – и снова на средства местных прихожан…
Но часы уже пробили отбойную склянку, а на улице – ни души. Только поодаль стояли три человека. Вот и шагнул я к ним с необычной просьбой.
Слово за слово, оказалось, что один - раввин из США. Другой - бывший житель Томска, в гости приехал. Третий, извинившись, что ему «нужно ещё парочку минут что бы закончить важную беседу» пообещал показать старейшие здания в Томске и Белую… мечеть. В православной Сибири. Это как я думал раньше, что она православная.
К слову – поездка в Томск нами не планировалась изначально. Ибо расположен он довольно далеко от нашего маршрута. Да и тридцать первые сутки поездки уже изрядно утомили нас, перенасытили «красивостями», а мой заросший внешний вид «бродяги с Сахалина» вызывал больше подозрительных вопросов, чем желания быть для нас гидом.
Но позже, во время остановки, узнав об истинной цели нашего приезда в город, всё же решился показать нам… Красную мечеть.
- Белая конечно же тоже хорошА. Но я считаю своим долгом томича показать вам Красную. Вот Красную нужно посмотреть обязательно. Это же целая эпоха освоения Сибири русскими казаками. (Которые, как известно, (прим. авт.) изначально не могли быть православными по умолчанию) Иначе кто вам поверит, что вы были в Томске? Хотя, честно говоря, мне показалось несколько подозрительным ваше фотографическое любопытство и манера съёмки «на ходу и без штатива».
Точно так же Сергей aka Штурман (ник-нейм на http://sakhautopuzoterka.ru/) полугодом ранее говорил нам об обязательном посещении Томска. А иначе кто ж нам поверит, что мы были в настоящей Сибири, но проехали мимо Томска?
И последовал целый рассказ с такими подробностями, что я даже опешил. Про мусульманство, иудаизм, православие, католицизм и дворянское прошлое шикарной изюминки Сибири. Про архитектурное прошлое четырёхсотлетнего города, с показом его достопримечательностей и удивительными историческими фактами. Мы слушали его как мессию. Невольно вырвался вопрос:
-Вы историк или архитектор?
-Да с чего вы взяли? Обычный житель города, самый обычный, родился я здесь. Родился и живу. Просто живу. Дочурку семилетнюю воспитываю. И ни на какой другой город не променяю.
Нашей Маняшке-букашке (самой старшей внучке, теперь уже из четырёх «мелких») тоже стукнул седьмой. Одним словом, нашлись общие не только интересы…
Каюсь, не спросил я тогда позволения на съёмки и размещения фото своих собеседников в этих заметках. И ни у кого не спрашивал и не снимал на протяжении всего путешествия. И не потому, что не хотелось. А что бы не «смазать» портретами малознакомых Вам людей впечатление от путешествия.
Да и профессиональная привычка (хотя уже почти четверть века «не в обойме») не даёт мне право обнародовать их настоящие фамилии и снимки без их согласия. Обычные советские люди. Из нашего совкового прошлого. Настоящие. Сибирские. По больше бы таких «обычных жителей», которые «просто живут».
Покидали Томск мы глубокой ночью. Впереди у нас было больше трех с половиной тысяч километров и пара суток безумной гонки. Скоростной, на пределе лошадиных сил нашего боевого друга, практически без остановок. Только заправки и тревожный сон на пару-тройку часиков. Да ещё короткие остановки для редких кадров. Мимо которых - «пройти было просто преступлением». И пешеходной разминки «педальной» ноги, которая не на шутку начала пунцоветь и багроветь. Приобретая форму сибирского валенка.
Где-то после Ачинска, что бы «настроиться на гонку» и поднять самому себе «боевой дух» я вспомнил, что лет эдак нанадцать назад проехал без остановок тысячу км. Почти за девять часов. Без нескольких минут. По европейской части России. Тогда это было круто. Я даже гордился собой, что научился быстро ездить. Германский автопром, в виде Ауди-80 (знаменитая «бочка») позволял «ложить стрелку***» играючись. Легко выходя на предельные 220км/час. Без особого «напряга» и без особых последствий со стороны закона и «полосатых палочек с фенами***». Тогда многие так ездили. И как ни странно, таких «борзых***» гайцы*** старались не то, что бы «не трогать», но как-то даже и «не замечать» - себе ж дороже. «Чайники и подснежники» в те времена давали более быстрый и менее геморройный способ добычи дензнаков «на бедность» представителям закона. Да и камер с видео фиксацией ещё не было. И «письма счастья***» были совсем «не в моде». Стремительные были времена, перестроечно-перестрелочные, весёленькие такие, с кучей адреналина.
Сейчас времена другие. Камер на трассах - как крыс на помойке. ДПС и ГИБДД сплошь и рядом теоретически подкованные. И вооружены всевозможными дивайсами «до зубов и выше носа», на очень приличных «тачках». Но страсть к халявным дензнакам у них осталась прежняя. А в отдельных случаях даже увеличилась. И не без основания. Летом громадная лавина «офисных тушканчиков» рванут на югА и в сторону Байкала. Кто «копыта попарить», кто «утробу набить» омулем, а некоторые и просто – «а чем мы хуже».
«Стражи закона» к этому сезону сУрьёзно готовятся. См. ниже комментарии к штрафам.
Времена-то другие, а мысль «о тысяче» как-то тараканом «всё бегала по башке»
Оно как бы и машинёшка – далеко не германский автопром. Заводской ограничитель всё равно не даст разогнаться выше 180км/час. Дороги – далеко не автобан или хайвэй. Месячное путешествие с усталостью и больше 17 тыс.км уже «намотанные кардан». Да и возраст «уже далеко не тот», что бы хулиганить.
Но всё же хотелось проверить «ягоды в ягодицах»
Километров 100-200 я ещё раздумывал и проводил «разведку боем». Опрашивая по рации встречных дальнобойщиков о засадах и «машинках***» на трассе от Сибири до Урала. И в частности, можно ли «совсем не много нарушать скоростной режим».
Большинство склонялось к мысли, что «ещё не сезон» в июне будет «намного хуже», засад сейчас мало. Многих «служивых» выгнали в отпуск, что бы летом «усилить» и «укрепить» безопасность движения по «злачной и прибыльной» трассе.
А пока можно «гнать» - трасса свободная, трафик низкий, попутных не много, встречных тоже. О «машинках» можно не переживать – дальнобойная солидарность*** постоянно «на чеку» и «не дремлет». Слушай только внимательно рацию и «не лопухнись» на скрытых видеокамерах*** Они теперь обозначены знаками. А если толковый навигатор, то он ещё и дополнительно подстрахует, что впереди участок где нужно «торопиться не спеша».
Моя ненаглядная без особого энтузиазма отнеслась к «очередному вывиху» обновления рекорда. Но особо и не противилась. Так как месячная поза «в этой капсуле» ей уже изрядно поднадоела. Она даже перестала ныть и большей частью молча наливала из термоса кофе и откупоривала баночки с адреналином***
Остановились на очередной заправке, залились АИ-95 «под жвак» по 31руб/л и рванули… Кстати, это самая дешёвая цена во всей Сибири на АИ-95. Кроме Горно-Алтайска – там однажды заливались по 30,50руб/л. На какой-то «ведомственной для блатных»
Для примера – в Братске, на фирменной заправке Братского НПЗ цена на АИ-95 «всего лишь» 35,80руб/л. Самая высокая за всё время путешествия. На «не фирменных» наблюдали ещё выше. Куда катимся???
В этот день (точнее за эти сутки, до остановки на сон) мы проехали больше всего за всё время путешествия - 1444км ровно. Цифру эту «не подгонял» - просто «так вышло - уже вырубало» - на боковую «и в храп». Показали самую высокую среднедневную скорость 114км/час. (при трёх заправках) При относительно благополучном расходе бензина 10,6 л/100км. На каждом из 1444км.
Про «тысячный» рекорд на отдельно взятом участке Сибири ничего писать не буду.
И не потому, что мол «хвастаться ерундой» гиблое дело. Всё равно никто не поверит, что ещё «нормальный».
Просто прикреплю «карточку». Это на тот случай, если «найдутся умники, что бы привлечь». Или очень законопослушные участники движения и «ни разу в жизни» не нарушавшие ПДД, «что бы накапать куда следует». Возможно для «чтения моралей» и «нотаций» с угрозами пальчиком.
Дудки.
Это вам не оферта в банке или в сельпо на продажу ржавой селёдки «без особых последствий» для продавцов.
Кстати, по поводу штрафов.
В общей сложности «по электронке» через неделю после финиша «прикатило» четыре тысячи триста.
Рублей.
Это без «писем счастья», которые возможно ещё «найдут героя»
Перечислю подробно где, когда и сколько.
За что – знамо дело, не первый раз…
С комментариями.
Или я что-то «не вкурил», или свисток был сломан или акула была глухая.
УФК по Кировской области
Оплата штрафа 18810143150424201280 от 24.04.2015 - 800руб
Точно знаю, что в тот момент, когда в Кирове нужно было полностью разгрузить машину и переложить весь шмурдяк заново, что бы не замочить его во время дождя пришлось заехать на газон, под укрытие. Некий гражданин не дождавшись приезда ДПС с эвакуатором - добросовестно снимал на телефон. Это наш косяк. Признаю. Что «совершенно случайно» не сломали ему телефон.
УФК по Республике Бурятия
Оплата штрафа 18810103150518856518 от 18.05.2015 - 500руб
х/з - без комментов. Это наш косяк
УФК по Тюменской области (МО МВД России Ишимский
Оплата штрафа 18810072130001064776 от 21.05.2015 – 500руб
В это время мы проезжали по территории Тюмени и вполне могли «зевнуть» камеру. Всё честно. Это наш косяк
УФК по ИО (ГУ МВД России по Иркутской области,л/с 04341383720)
Оплата штрафа 18810138150522744920 от 22.05.2015 – 1000руб
х/з - без комментов. Обратите внимание на дату.
В это время мы уже ехали по территории Татарстана. И даже гипотетически не могли быть одновременно ещё и в Иркутской области, которую покинули 19 мая 2015.
Но штраф оплачен.
УФК по РТ (УГИБДД МВД по Респ.Татарстан)
Оплата штрафа 18810116150522353266 от 22.05.2015 – 500руб
х/з - без комментов. Про Татарстан отдельно нужно писАть целый рОман и желательно в стихах. Для примера. Когда мне «служивые» выставили «предъяву» с подтверждением на видеокамере, что скорость была 51км/час, в зоне действия ВРЕМЕННОГО знака 40км/час я попросил им предоставить документально подтверждение, что Татарстан уже вышел из состава РФ.
И что на территории Татарстана уже отменены российские законы.
Тогда я честно подпишу любой приговор и на любую сумму.
После долгого «блеяния» и «мычания по рации», но уже не на русском языке, пытались ещё «устроить проверку на наличие алкоголя в крови водителя».
Были культурно «посланы лесом» и отвъяли. Документы вернули.
Эту республику советую объезжать по возможности, десятой дорогой.
УФК по РТ (УГИБДД МВД по Респ.Татарстан)
Оплата штрафа 18810116150523365136 от 23.05.2015 – 500руб
х/з - без комментов. См.выше
Эту республику советую объезжать по возможности, десятой дорогой.
УФК по РТ (УГИБДД МВД по Респ.Татарстан)
Оплата штрафа 18810116150523392257 от 23.05.2015 - 500руб
х/з - без комментов. См. выше
Эту республику советую объезжать по возможности, десятой дорогой.
пЫсЫ: Карточки и снимки из Томска прикреплю как-нить попозже...
Обозначение и расшифровка слов со звёздочками*** тоже будет дополнено.
Как и описание достопримечательностей
Томск, синагога, ул. Розы Люксембург, 38,
Координаты: Широта: 56°29′46.04″N (56.496122) Долгота: 84°57′3.23″E (84.950896)
Томск, Белая соборная мечеть, Московский тракт, 43
Координаты: Широта: 56°28′4.08″N (56.467801) Долгота: 84°56′24.49″E (84.940135)
Томск, Красная соборная мечеть, ул.Татарская, 24
Координаты: Широта: 56°28′42.76″N (56.478545) Долгота: 84°56′42.76″E (84.94521)