Капельки радости

Объявление


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Капельки радости » Дети » Развитие речи


Развитие речи

Сообщений 1 страница 30 из 53

1

Милочка писала

В своей работе я использую эти материалы.Может кому-нибудь пригодятся.
Развитие речи от Елены Даниловой http://www.danilova.ru/
Что с чем делают?
Песок сыплют, а воду …
Котлеты жарят, а суп …
Стол накрывают, а постель …
Цветы водой поливают, а огонь водой …
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену …
Стол может сломаться, а стакан …
Воду можно разлить, а горох …
Сено косят, а волосы…
Нитки прядут, а холст …
Платье шьют, а шарф …

Что из чего делают ?
Что делают из муки? (хлеб, макароны)
… из молока? (сметану, сливки, творог, кефир, йогурт, сыр)
… из шерсти овец? (нитки)
… из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы)
… из песка? (стекло)
… из глины? (посуду, кирпич)
… из металла (инструменты, посуду)
… из нефти? (бензин)
… из хлопка? (ткани, вату)
… из древесины? (мебель, игрушки)
… из семян подсолнуха? (подсолнечное масло)



Опиши животное

Чей хвост?

Корова – коровий.

Заяц – заячий.

Овца – овечий.

Лошадь – лошадиный.

Кошка – кошачий.

Коза – козий.

Поросенок – поросячий.

Ёж – ежиный.

Белка – беличий.

Волк – волчий.

Лиса – лисий.

Чьё ухо?

Корова – коровье.

Заяц – заячье.

Овца – овечье.

Лошадь – лошадиное.

Кошка – кошачье.

Коза – козье.

Поросёнок – поросячье.

Ёж – ежиное.

Белка – беличье.

Волк – волчье.

Лиса – лисье.

Чья голова?

Корова – коровья.

Заяц – заячья.

Овца – овечья.

Лошадь – лошадиная.

Кошка – кошачья.

Коза – козья.

Поросёнок – поросячья.

Ёж – ежиная.

Белка – беличья.

Волк – волчья.

Лиса – лисья.

Чьи глаза?

Корова – коровьи.

Заяц – заячьи.

Овца – овечьи.

Лошадь – лошадиные.

Кошка – кошачьи.

Коза – козьи.

Поросёнок – поросячьи.

Ёж – ежиные.

Белка – беличьи.

Волк – волчьи.

Лиса – лисьи.

Развитие речи детей от одного года

2

Как правило, в полтора года многие дети начинают активно
разговаривать. Их речь состоит или из отдельных слов или из совсем
простых предложений, состоящих из двух-трех слов. Чаще всего, слова
эти еще неправильно согласованы между собой. Не все звуки и слова
малыш произносит правильно. Задача родителей: расширять словарных
запас малыша, научить его правильно выговаривать слова, правильно
строить фразы.

Что для этого можно сделать?

Есть одна интересная и простая игра. Вы говорите малышу "скажи
"мама"" (ведь это слово он, наверняка, может произнести) и ждете, пока
он скажет. Если он не понял, что он должен сделать, вы поворачиваетесь
к папе или к бабушке и произносите ту же фразу. Папа, естественно,
делает то, что вы его попросили, то есть, говорит слово "мама". Потом
опять обращаетесь к ребенку с той же просьбой. Он, скорее всего,
скажет, то что вы просите. Тогда вы еще раз просите его сказать то же
слово или любое другое из его активного словаря. Если он все же не
понял, начните все заново через некоторое время или на другой день. В
результате малыш поймет, что вы от него хотите и начнет повторять
слова, которые вы просите.

Сначала просите его произносить только те слова, которые он свободно
может сказать. Пусть привыкнет к этой игре и легко выпаливает нужное
слово. После этого начните вводить по одному новому слову (за одну игру
или несколько раз одно и то же). Сначала несколько знакомых слов,
только потом новое. Причем слово нужно подобрать такое, какое малышу
будет несложно произнести, похожее на те, которые он знает или
состоящее из тех же звуков, которые ему по силам. Так вы сможете
постепенно расширить активный словарь малыша.

Когда малыш произносит слова, следите, чтобы он не путал порядок
слогов в слове, произносил "настоящие" слова, а не облегченные или
измененные варианты. Это очень мило звучит, но малыш может надолго
затормозиться в развитии речи, если вы не будете его поправлять или
будете умиляться неправильным словам. Каждое неправильно
произнесенное слово нужно исправить: просто произнесите его
правильно и попросите повторить.

3

Малышу можно и нужно задавать разные вопросы, несмотря на то, что не
на все из них он может ответить (словами или показом). Все равно, это
активизирует его мыслительную деятельность. Это могут быть такие
вопросы: "Где?" (тот или иной предмет или человек, где малыш был, где
он взял и т.д.), "Куда?" (куда положить, куда пойдем и т.д.), "Что это?", "Кто
это?" и другие вопросы. Очень полезно для развития речи малышей -
разговоры по телефону, когда невозможно просто показать знаками
(хотя дети пытаются делать это при разговоре по телефону). Надо
предупредить бабушку или еще кого-то из родственников, что им
"позвонит" малыш. Пусть они спросят его, кто это звонит, что он делает,
как он себя чувствует и так далее. Простые вопросы, на которые малыш
сможет ответить теми простыми словами, которыми он владеет. Чем
чаще ребенок будет разговаривать по телефону, тем лучше.

Расширяйте количество названий и понятий, которые знает малыш.
Показывайте и называйте ему все предметы в доме, смотрите книжки с
картинками и альбомы (об этом подробнее в лекциях по чтению и об
энциклопедических знаниях). Давайте обобщенные названия предметов -
мебель, посуда, одежда, фигуры и прочее. И конкретные названия
каждого предмета. Вместе с ним раскладывайте карточки с
изображением разных предметов по группам. Делайте это сами, задавая
себе наводящие вопросы и сами на них отвечайте, сами раскладывайте
карточки. Через некоторое время малыш захочет присоединиться к
вашей игре. И не важно, что он не сразу начнет правильно раскладывать
карточки, поощряйте любую его активность.

Знакомьте ребенка с понятиями: "такой", "такой же", "не такой",
"одинаковые", "разные". Учите его ориентироваться в пространстве,
показывайте и рассказывайте, что такое: "верх", "низ", "право", "лево",
"середина", "внутри", "снаружи", около", "далеко", близко", "высоко",
"низко", "ближе", "дальше" и так далее. Конечно, малыш не сразу
разберется во всем этом. Но это не важно. Не проверяйте его, просто
еще и еще раз все это показывайте и называйте своими словами. Рано
или поздно он начнет в этом разбираться.

Читайте малышу как можно больше книг с детскими стихами, потешками,
короткими сказками. Если малыш не может выслушать до конца все, что
написано на странице, а торопит вас ее перевернуть, не боритесь с ним,
ему ведь пока больше интересны картинки. В этом случае, читайте только
одну-две строчки на каждой странице и сразу ее переворачивайте, чтобы
сохранить интерес малыша к общению с книгой. Или просто покажите и
назовите одну-две картинки на странице. Можете сочетать все три
способа чтения в разное время: весь текст, часть текста, только
картинки. Иногда можете попросить малыша самого показать вам
знакомые ему картинки или, если он может, попробовать назвать, что там
нарисовано. Но если малыш молчит, не настаивайте, назовите картинку
сами.

Когда малыш стал узнавать картинки в книгах, начните более подробно
рассказывать о том, что делает тот или иной персонаж: "заяц бежит",
"мальчик ест" и так далее. Обращайте внимание не только на действия,
но и на эмоции, которые испытывает персонаж: "улыбается", "плачет",
"удивляется" и так далее. Рассказывайте малышу о том, что окружает то
или иное действующее лицо, что за предметы у него в руках или рядом с
ним. Одним словом, от простого называния персонажа с каждым разом
переходите к более детальному обсуждению картинок. Поощряйте
малыша к повторению произнесенных вами слов, к показу картинок по
вашей просьбе.

Постепенно, от простого рассматривания книг надо перейти к
настоящему чтению. Малышам больше всего нравиться слушать стихи.
Короткие стихи они быстро запоминают. Только ни в коем случае не надо
просить ребенка рассказать вам их по заказу. Это, как правило, отбивает
всякую охоту. Малыш сам будет "помогать" вам, когда вы будет читать
ему, произнося последнее слово в строчке (для этого, перед последним
словом сделайте небольшую паузу). Через некоторое время он сможет
произносить половину строчки или всю следующую строку.

Пойте малышу песенки. Как правило, маленькие дети любят их слушать и
вскоре начинают подпевать (сначала только мотив, потом и слова).

подробно здесь  http://dom.de-va.ru/?newsid=1164214186

4

Пальчиковые краски.

Описание: как правило, пальчиковые краски сделаны на водной основе и предназначены специально для рисования руками. Пальчиковые краски без труда стираются водой, не токсичны и легко смешиваются на бумаге. Ваш ребенок будет просто счастлив порисовать пальчиками, попробуйте и Вы вместе с ним. Вам понравится!

Способствует развитию: произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, восприятия.

Кроме того, рисующие дети, как правило, начинают и говорить раньше, ведь центры мелкой моторики и речи тесно взаимосвязаны, а за творческое начало отвечает правое полушарие, развитию, развитию которого сейчас уделяют большое внимание.

Обычно в коробке 5 цветов.

5

wwwdetskoeradio.com.-Добро пожаловать на страницу единственного в интернете Детского Радио

http://school-work.net/zagadki/pro-ovoshi-i-frukti/ Замечательные загадки на разные темы.

6

Отредактировано Капелька (2009-02-16 22:44:08)

7

8

Капелька написал(а):

Букву называть, как звук  - коротко. Никаких Мэ, Бэ, Эр. А  только М, Б, Р.

Это была одна из трудностей,с которой я столкнулась-мои предшественники учили детей называть буквы ,а не звуки...
Не знаю,может это только мои малыши так-им легче начинать было с слогов где две гласные-АУ,УО...

9

10

Капелька написал(а):

А потом уже соединять согласные и гласные!

на следующем занятии мне это и предстоит.Жду еще твоих заметочек!

11

Если это не сюда - простите!

Три сороки - три трещотки!
Потеряли по три - (щетки).
***
В. Степанов
Жил на свете круглый кот.
Круглым был он круглый - (год).
Кругло ел и кругло пил,
Кругло “Мяу” - (говорил).
Круглый лапой круглый кот
Умывал свой круглый - (рот).
***
В. Берестов
Покажись из тучи, солнце,
Загляни скорей - (в оконце).
“Прятки”
Солнце с тучкою опять
В прятки начали - (играть).
Только солнце спрячется -
Тучка вся - (расплачется).
А как солнышко найдется -
В небе радуга - (смеется).
“Коровушка”
Коровушка, коровушка,
Рогатая -(головушка)!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше - (дай)!
***
Вот и сказка отзвучала,
Мы начнем ее сначала
Или новую начнем,
Но сначала - (отдохнем).

В. Степанов
“Сосна”
Знают белочки и мишки,
Где шумит в лесу сосна:
У сосны на ветках - (шишки),
Еще - в иголках вся она.
“Лисички”
Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки.
Очень хитрые сестрички
Эти желтые - (лисички).
“Мухомор”
Хоть наряден он на вид
И красив, но ядовит.
Словно красный светофор
В красной шляпе - (мухомор).
“Вишни”
Наполняет летом сад
Спелых вишен аромат.
Не бывает дня рожденья
Без вишневого - (варенья)!
***
Словно синие разливы
На ветвях синеют - (сливы).
“Крот”
Ты зачем, усатый крот,
В мой забрался огород?
Ты зачем устроил норы
Там, где зреют помидоры?
Вот что я тебе скажу:
Как поймаю, - (накажу).
“Картошка”
Под землей росла девица,
Но свежа и круглолица.
Громко лает пес Артошка:
“Гав-гав-гав - привет, - (картошка)”.

Г. Лагздынь
“Ладушки”
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки!
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб да - (ложки)!
“Играем”
Глазки?
Вот.
Носик?
Вот.
А где с кашкою…
(живот)?
***
У меня братишка есть,
Звать его Алешкой,
Не умеет кашу есть
И дерется - (ложкой)!
Положили на подушки:
Куклы - щеки,
Зайки - ушки,
Козлик - рожки,
Свинка - - (ножки)!
Снял зайчишка тапочки,
Чисто вымыл лапочки,
Съел морковку,
И в кровать.
Будет зайка
Крепко - (спать).
Я стишок учу,
Знать стишок хочу:
О котенке и о мышке,
Об утенке и о - (мишке)!
“Стирка”
Я сегодня не гуляю:
Кукле платье я стираю,
Выстираю майку,
Заодно и - (зайку).

12

Ирина,замечательные стишки!
Завтра же этот деткам отнесу:Положили на подушки
Спасибо!

13

Девочки.. я вас читаю:) с какого возраста эти обучалки? http://yoursmileys.ru/msmile/wonder/m1424.gif

14

Аллочка, про что именно ты спрашиваешь? Показывать буковки Анечке можно и нужно. Только называй звук. Коротко!
Учи с ней стишки. Пусть повторяет хоть одно слово - это уже результат.

15

Да буквы она повторяет.. многие знает.. сейчас ей привезут кубики с русскими буквами, а поедем в Россию, накупим  ей русских развивающих игр.. Повторяет   Я ей говорю: Скажи " здесь". А она : Аки! Хоть тресни.. :D

16

Alunchik написал(а):

Я ей говорю: Скажи " здесь". А она : Аки! Хоть тресни..

:crazy: Ничего,Аллочка,заговорит и по-русски!

17

Этапы развития детской речи.
От 1 года до 7 лет


1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов.

2 года.
На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года.
Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года.
В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

здесь

18

Помните о логопеде!!!

Многих проблем с развтием речи можно избежать, если "родители хотя бы раз в год приходят с ребенком к логопеду. Потому что только специалист вовремя увидит нарушения в развитии речи у малыша. Это может быть дислалия - нарушение произношения отдельных звуков. Фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка. И, наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, бедный словарный запас и отсутствует связная речь".

Что должен уметь ребенок

В 3 ГОДА
малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования.

В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий "правильности" развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет "перевести" детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.

В 5 лет
ребенок еще может не выговаривать букву "р". А в 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить.

Советы логопеда

ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки."
здесь

19

Игры по развитию речи детей от 2 до 4 лет

Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей.
Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.

Разговариваем по телефону

Возраст: 2-3 года.

Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.
Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.
Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.
Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет", постепенно вводя более сложные вопросы.
Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

Отвечаем на вопросы

Возраст: 2-4 года.

Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления.
Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.
В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица "своего" персонажа массу вопросов персонажу ребенка.
Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.


Что бывает…. Какое бывает…

Возраст: от 3 лет.

Начните игру словами:
"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

Или наоборот:
"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.
"А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"

Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…

Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предмето

здесь

20

Что сначала, что потом

Возраст: от 3-4 лет.
Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает
сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,
сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…
Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

Что будет, если…

Возраст: от 3-4 лет.
Еще одна устная игра.
Вы задаете вопрос - ребенок отвечает.
"Что будет, если я встану ногами в лужу?"
"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

Что можно делать с … С чем можно делать…

Возраст: от 3-4 лет.
Вы начинаете:
"Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…", "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще..." - ребенок продолжает.
Или:
"Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…", "Пить можно воду, молоко, сок, а еще…".

Или:
Чай пьют, а печенье едят.
На кровати лежат, а на стуле сидят.
Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…
Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.

Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

Кто что делает

Возраст: от 3-4 лет.

Правила - аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Чайник - свистит, кипит,…"
"Машина - едет, гудит, светит,…"
"Снег - идет, тает,…"
"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик - прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и дождь выпадают на землю.
И снег, и лед - тают.

Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"
"Едет - машина, поезд, велосипед, …"
"Тает - мороженое, лед, …"

Или задания, имеющие только один ответ:
"Кто чинит сапоги?"
"Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях.
"Кто хоботом пьет воду?"
"Носит грибы на иголках?" и т.д.

Что где? Кто где?

Возраст: от 3-4 лет.Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом "отправиться" в путешествие.
Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

Что внутри?

Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
дом - стол,
шкаф - свитер,
холодильник - кефир,
тумбочка - книжка,
пузырек - лекарство,
кастрюля - суп,
дупло - белка,
улей - пчелы,
нора - лиса,
автобус - пассажиры,
корабль - матросы,
больница - врачи,
магазин - покупатели.

Угадай, кто это?

Возраст: от 3-4 лет.Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

Больше, чем… Меньше, чем

Возраст: от 3-4 лет.Взрослый ставит задачу:
"Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал."
Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.
Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

Один - много…

Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.
"Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - … и так далее".
Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …"
Сначала не старайтесь запутывать ребенка - давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.

Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет:
"Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…" (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)
Можно и наоборот:
"Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…" и так далее до одного или пока не собьется.
Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.

здесь

21

Игры по развитию речи для детей старше 4 лет

Уменьшаем и увеличиваем

Возраст: от 4-5 лет.
Взрослый:
"Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты "сделай его маленьким". Например, дом - домик, стол - столик, заяц - зайчик, волк - волчок и так далее."
Далее пусть ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы.
То же самое можно делать "в обратную сторону".
Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него.
В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа.
Не заяц - зайчонок, а заяц - зайчик, не корова - теленок, а корова - коровка.
Те же самые игры можно проводить с "увеличивающими" суффиксами:
Дом - домище, волк - волчище, муравей - муравьище и так далее.

Назови одним словом

Возраст: от 4-5 лет.
Взрослый:
"Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом:
часы, которые помогают проснуться,
большая ложка, с помощью которой наливают суп,
утренняя еда,
человек, который направляется в дальние страны и т.д."
Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.

Опиши одним словом

Возраст: от 4-5 лет.
Задача, которая стоит перед ребенка похожа на предыдущую только назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто, дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания.
чашка для чая? (чайная),
машина для гонок? (гоночная),
щетка для чистки зубов? (зубная),
котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная),
лапа собаки? (собачья) и так далее.

Кому что нужно

Возраст: от 4-5 лет.
Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы - можно поставить условие - до тех или до пяти предметов) ему может понадобиться.
парикмахер - ножницы, расческа,
почтальон - сумка,
учитель - указка, учебники,
продавец - весы, касса,
муравей - палочки, листики,
пчела - пыльца, нектар,
птица - веточки, пух (для гнезда), и так далее.
Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка.
Усложнение игры - не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.

Как можно узнать…

Возраст: от 4-5 лет.
Задавайте ребенку вопросы типа:
Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)
… сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать)
… высохла ли рубашка? (потрогать)
… сладкий ли чай? (попробовать)
… пишет фломастер или нет? (попробовать писать)
... крепко ли завязана веревка? (потянуть)
… есть ли вода в стакане? (посмотреть)
… есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти)
… есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону)
… работает ли пылесос? (включить)
… одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой)
… интересная ли книжка? (прочитать)
… мягкий ли хлеб? (пощупать)
… любит ли собачка кашу? (дать попробовать съесть)

Часть - целое

Возраст: от 4-5 лет.
Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:
винт - вертолет, самолет,
колесо - автомобиль, а еще …
руль - велосипед, ….
парус - …
вагон - ….
крыша - …
стрелка - …
кнопка - ….
страница - …
подлокотник - …
каблук - …
козырек - …
карман - …
клавиатура - …
дверь - …
стержень - …
ветка - …
лепесток - …
шишка - …
семена - …
хвост - …
плавник - …
перо - …
клюв - …
панцирь - …
грива - …

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

дом - крыша, дверь, …
корабль - …
велосипед - …
троллейбус - …
стол - …
кресло - …
книга - …
компьютер - …
часы - …
авторучка - …
чемодан - …
пальто - …
плита - …
чайник -…
удочка - …
гитара - …
дверь - …
забор - …
качели - …
колос - …
цветок -
дерево - …
гриб - …
жук - …
бабочка - …
собака - …
яблоко - …
кочан капусты -

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос.
Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана.
В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.

Четвертый лишний

Возраст: от 4-5 лет.
Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно - "лишнее" - слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки - это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд.
Поэтому, для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.

1 вариант упрощенной игры.Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное - назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость- жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т.д. называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово - жесткий, общий признак - температура, по-детски - "нагретость").

2 вариант упрощенной игры.Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.

Скажи по другому (синонимы) и наоборот (антонимы)

Возраст: от 5 лет.
Игра опять строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее:
"Есть слова, которые означают одно и то же. Например:
жесткий - твердый,
печальный - грустный,
смелый - храбрый,
блестеть - сиять,
сердиться - злится,
враг - противник, и так далее.
Я буду называть одно из таких слов, а ты подумай, как его можно сказать по другому."

А есть слова, которые означают противоположное понятие. Например:
жара - холод
добро - зло
друг - враг
здоровый - больной
горький - сладкий
белый - черный
говорить - молчать
смеяться - плакать
ложиться - вставать
закрывать - открывать и т.д.

Пусть ребенок подбирает антонимы к словам.
Попробуйте меняться ролями - пусть ребенок придумывает задание для вас.

Продолжаем предложение

Возраст: от 5 лет.Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком.
Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Вариантов может быть масса, на любую интересную ребенку тему.
Наш корабль выплыл в открытое море и тут….
Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели
Принцесса неожиданно проснулась, потому что…
Карлсон не смог прилететь в этот день, ему пришлось…здесь

Продолжаем рассказ

Возраст: от 5 лет.

Игра похожа на предыдущую. Но здесь взрослый и ребенок по очереди говорят целые предложения, каждое из которых продолжает начатый рассказ.

здесь

22

Капелька, большое спасибо!  буду своего поросенка мучить теперь!  я и так ему стихо рассказываю и песни пою. Заметила, что он много слов понимаета с какого возраста можно использовать пальчиковые краски? а то мы пока оп столу пюре только размазываем, если капля упадет

23

Rina написал(а):

а с какого возраста можно использовать пальчиковые краски? а то мы пока оп столу пюре только размазываем, если капля упадет

Ириш, можно уже вам, главное купить хорошие, и смотреть, чтобы сынок не ел их. А так - вперёд и с песней!!
Я буду со своими 2-летками в клубе делать поделку с пальчиковыми красками и покажу тебе.

24

Alunchik написал(а):

Да буквы она повторяет.. многие знает.. сейчас ей привезут кубики с русскими буквами, а поедем в Россию, накупим  ей русских развивающих игр.. Повторяет   Я ей говорю: Скажи " здесь". А она : Аки! Хоть тресни..

Хохочу!!! Анечка прелесть!
Аллочка, ты приедешь и я покажу тебе магазинчик развивающих игр!! И покажу какие лучше купить!!!!!!!!!!!

25

Капелька написал(а):

Я буду со своими 2-летками в клубе делать поделку с пальчиковыми красками и покажу тебе.

Мы вчера делали хорошую работу,пальчиком рисовали.К нам приходила специалист и провела пробное занятие.Завтра сфотографирую работу и расскажу.
Рисовали желтой краской солнышко,голубой облака.

26

Стихи о буквах

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

Буква Б проснется рано.

Буква Б бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров.

Буква В

Видна вдали,

Красивая витая.

Как будто крендель

Испекли,

Приезжих поджидая.

Г- крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

Этот домик- буква Д.

В домике окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке – кошка.

На дворе- такая жалость!

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

Е и Е- родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы Е две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра З.



Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

-Три!

А какая буква?

- И!

Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому что запятая

На плечах ее сидит.

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки!

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Буква П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

- Ну–ка милый, не ленись,

- Подойди и подтянись.

- Дрожу от страха до сих пор

Воскликнуло полено!

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!



Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Т – антенна

Выше крыши –

Все увидит, все услышит,

Телевизор включаем,

У экранов не скучаем.

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто.

Филин – два огромных глаза –

Букву Ф напомнит сразу.

Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат.

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

Эта буковка – цеплялка

С хитрой, цепкой лапою.

Подходи, кому не жалко,

Мигом оцарапаю.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Буква Ч сказала: «Есть!»

Отдала кому-то честь.

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и е

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придется вам.

Хотите не хотите,

Стоит он в алфавите!

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны.

Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась… буква Ю.

Я сказала про себя:

-Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит –

Гол!

Закончен алфавит.

27

Сказки о буквах:

Старая Азбука всхлипывала:

— О, горе! Опять я слышу: «Не хочу!» «Не буду!» Почему дети не дружат с моими умными буквами?

Тут послышались тоненькие голоса букв:

— Не плачь, мудрая книга! Мы расскажем детям сказки о буквах, и они нас обязательно полюбят.

— Хорошо, — успокоилась Азбука, – я тоже послушаю. Больше всего на свете я люблю сказки.


Буква Г

http://www.dobrieskazki.ru/edu_russian/bukvi_2.gif
Встретились на дороге гусенок и щенок.

— Р-р-р, — зарычал щенок, — я тебя укушу!

— Ш-ш-ш, — зашипел гусенок , — я тебя ущипну.

— Нельзя так грубо разговаривать, — строго сказала буква Г.

Она подарила щенку — « гав-гав », а гусенку — « га-га-га ».

— Га-га-га , — закричал гусенок , — давай играть.

— Гав-гав , — ответил щенок, — побежали наперегонки.

Вечером гусенок сказал щенку:

— Га-га-га , — пойдем ко мне в гости , я угощу тебя горохом .

— Гав-гав , — ответил щенок, — ты очень гостеприимный .

Какое угощение приготовит для тебя буква Г?

28

Буква Д

http://www.dobrieskazki.ru/images/letter_d_r.jpg
— Почему никто не живет во мне? — грустно думал новый дом.

— Я большой и красивый. У меня есть дверь и зеленый двор.

— У дома должна быть душа, — сказала буква Д.

— А что это такое? — удивился дом.

— Это когда в доме уютно и тепло. В печке горят дрова, а из трубы идет дым.

— Что же мне делать? – заплакал новый дом.

— Я позову дровосека, — предложила буква Д.

Вскоре в новом доме поселился дровосек.

Он привез дрова и затопил печку. В доме стало тепло и уютно.

А в твоем доме есть душа?

                                                                        ***
Буква Ж
http://www.dobrieskazki.ru/images/letter_j.gif

— Я поймал букву Ж , — мальчик показал маме жука.

— Он похож на букву Ж и жужжит , как Ж , – согласилась мама.

— Ж-ж-ж-ж , отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук.

— Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик.
— В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, — объяснил жук.

Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками.

— Жалко, жук улетел, и у нас нет буквы Ж, — сказал он маме.

— Разве ты не слышишь? – удивилась мама.

« Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. « Ж-ж-ж,» – жужжали мухи.

— Здесь повсюду буква Ж ! – обрадовался мальчик.

Пож-ж-жужи, как жук!


Буква Л

http://www.dobrieskazki.ru/images/letter_l.gif

— Не хочу спать, не буду ложиться, — капризничала девочка.

Мама грозно нахмурила брови, но буква Л тихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю».

— Я люблю тебя, моя малышка, — ласково сказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка спокойно заснула.

«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка», — подумала буква Л.

Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю», — чтобы никто не забыл сказать это волшебное слово.

Скажи волшебное слово «люблю» всем, кого ты любишь.

                                                                             ***
Буква О

Белое облако тихо плыло по синему небу.

Оно посмотрело на землю и удивилось: «О-О-О» !

Внизу на земле лежало другое круглое и блестящее облако.

— Здравствуй, облако на земле, — сказало облако на небе.

— Я не облако, а озеро .

— О-О-О, значит, мне нельзя с тобой играть, — загрустило облако .

Буква О услышала их разговор и пришла на помощь.

— О-О-О, ты как маленькое облако, — обрадовалось облако .

— О-О-О, ты как крохотное озеро, — засмеялось озеро .

Озеро бросало букву О на облако, а облако бросало букву О вниз в озеро. Это была отличная игра.

С кем еще любит играть буква О?

тут

29

ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ БУКВ

Дом из буквы А

— Сынок, это буква А, — сказала мама.

— Она не игрушка, а я люблю играть, — ответил мальчик сердито.

— Сделай из меня дом. Две палочки шалашиком, посередине — перекладина, — предложила буква А.

— Внизу я поставлю автобус, а на перекладину – аквариум, — согласился мальчик.

— На крыше может жить аист, а под крышей мы повесим абажур, — подхватила буква А.

— А на обед у нас будут ананасы и апельсины, – сказал мальчик.

— Я привезу их из Африки на аэроплане, – ответила буква.

— Ты интереснее игрушек, буква А, — засмеялся мальчик.

Расскажи, что бы ты поместил в домик из буквы А?

Новый год у Е и Ё

Новый Год буквы встретили у сестриц Е и Ё. Буква Е хотела принести из леса большую ель, но буква Ё вырастила в горшке пушистую ёлочку.

— На ее макушку я надену звезду, — предложила буква З.

— Я украшу ее шарами, — сказала буква Ш.

— Я наряжу ее в блестящую мишуру, — заявила буква М.

— Я зажгу на ее веточках веселые огоньки, — засмеялась буква О.

— Я разложу под ней подарки, — таинственно произнесла буква П.

Когда ёлочку украсили, сестрицы Е и Ё хором спели:

«У нас родилась елочка, у нас она росла, и нашей мудрой азбуке веселье принесла!»

Затем сестрицы Е и Ё угостили буквы вкусной едой.

Чем буквы Е и Ё угощали своих подружек?

Желания букв Ж и З

Однажды подружки Ж и З сидели на крыше и любовались звездами.

Вдруг к ним спустилась искристая звездочка, села, уютно свесив с крыши ножки, и сказала:

— Я прилетела исполнить ваши желания.

— Я хочу стать знаменитой, — тут же заявила буква З.

— Я хочу научиться жонглировать, — сказала буква Ж.

В эту минуту из сада послышался стон жасминового куста.

— Ой, дождик, приди. Я высох и завтра не смогу благоухать.

— Пусть дождь напоит жасминовый куст, — хором произнесли буквы.

По железной крыше застучал дождик, а звездочка улетела домой.

Исполнит ли звездочка желания букв Ж и З?

ДОБРЫЕ СЛОВА

Верные друзья

Поспорили собака, кошка и конь, кто из них верный друг человека.

— Я дом охраняю и хозяина защищаю, — пролаяла собака.

— Кошку всегда пускают вперед, когда в новый дом переселяются. Мы хранители домашнего очага.

— Раньше человек со своим верным конем все вместе делал: и землю пахал, и грузы возил! — громко заржал конь.

Вечером вернулся грустный хозяин. Далеко уехал его верный друг.

Конь доверчиво ткнулся ему в плечо. Собака положила морду ему на колени, а кошка вспрыгнула на плечи и согрела пушистой шерсткой.

— Вы мои самые верные друзья! — произнес хозяин сквозь слезы.

Расскажите о своем верном друге.


Гордая Гора

Жила-была высокая, гордая гора. Она дружила только с облаками. Облака отдыхали на горе и умывали ее дождем. Однажды солнце пекло очень сильно, и облака улетели в холодные страны.

Горе было жарко и грустно без друзей.

— Никому я не нужна, — заплакала гора, и с нее потекли ручейки слез.

Высохшая земля внизу стала влажной, и на ней распустились цветы.

— Спасибо тебе, гора, ты спасла меня от засухи! — крикнула земля.

Гора удивилась. Она была гордой и никогда не смотрела вниз.

Увидев землю с цветами, гора засмеялась от радости.

— Друзья есть всюду, их нужно лишь увидеть! — сказало мудрое небо.

Расскажи, с кем ты дружишь.

Сердце мамы

Большая береза росла в лесу с тремя маленькими березками. Своими раскидистыми ветвями Береза-мать защищала дочек от ветра и дождя.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Березки трепетали от страха. Береза мать обняла их и сказала: «Не бойтесь, за моими ветвями молния не заметит вас».

На небе вспыхнула острая молния и ударила прямо в березу. Она не упала и еще крепче обняла своих дочек.

Когда гроза прошла, ствол дерева треснул. Падая, береза прошептала ласково: «Мой ствол зарастет мхом, но в нем будет биться мое сердце!» Сядь в лесу на ствол старой березы, закрой глаза и прислушайся.

Расскажи, что ты слышишь.

тут

30

Учим буквы
http://adalin.mospsy.ru/img4/abv01.jpg

Часто можно увидеть на улице такую картину. Мама спрашивает малыша, указывая на какую-либо букву вывески на доме: "Какая эта буква?" Малыш с радостью отвечает: "ПЭ!", или "ЭМ!", или "ЭС!". Уважаемые взрослые! Если вы именно так называете детям буквы, то как ваш маленький ученик прочитает слог "МА"? Представьте себе, у него скорее всего получится "ЭМА"! И он будет прав: ЭМ + А = ЭМА. А слово "МА-МА" в таком случае будет читаться как "ЭМА-ЭМА"!

Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П". Это совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук - разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука - твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе: для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время, и ваш ребенок усвоит знания по фонетике языка. А сейчас он может учиться читать и без этих знаний.

Как много раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Ответа на этот вопрос не существует: все будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, частоты занятий с ним. Ведь все дети довольно в разные сроки усваивают названия цвета, например. Взрослые до тех пор комментируют цвет окружающих предметов ("Смотри, какая красная машинка поехала!", "Травка - зеленая!") или просят ребенка показать или принести предмет заданного цвета ("Покажи синий цветочек на картинке!", "Дай маме красный кубик!"), пока однажды ребенок сам не назовет знакомые цвета. То же самое происходит и с заучиванием букв: сначала взрослый показывает и называет буквы (в букварях, на специальных плакатах, в разрезных азбуках, на улице), потом ребенок учится находить букву по заданию взрослого ("Найди и покажи в этом слове букву В!"), и только после этого он самостоятельно опознает и называет букву. Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, часто ошибаться и из-за этого терять интерес к занятиям.
Целесообразность обучения ребенка написанию букв зависит от возраста и возможностей ребенка. Одновременное обучение чтению и печатанью необязательно. Если ваш малыш еще неуверенно пользуется карандашом, с трудом рисует геометрические фигуры и простые формы, печатанье букв для него станет трудным и неинтересным занятием, что может отразиться и на обучении чтению. Не стоит обучать детей письменным буквам: за вас это грамотно и в подходящее для ребенка время сделает учитель в первом классе!

Безусловно полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка. Из всего этого арсенала упражнений, связанных с развитием мелкой моторики, наверняка найдется какое-либо, которое станет увлекательным для вашего ребенка.

http://adalin.mospsy.ru/img4/adalin.jpg

Некоторые пособия предлагают при запоминании букв опираться на образы, сравнивать буквы с различными небуквенными изображениями, на страницах таких пособий можно встретить предметные картинки, в которые "вписаны" буквы, например:

http://adalin.mospsy.ru/img4/adalin2.png

Оригинальный способ запоминания букв - упражнение "Тело-буква": ребенок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие "Тело-загадки" ребенку, или он сам будут придумывать их для вас.

http://adalin.mospsy.ru/img4/adalin3.gif

Помочь в запоминании букв могут и стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы, например: "Высока и стройна буква А, очень похожа на арку она" (Ковшиков В. А. Азбука в картинках), "А как лесенка стоит перед входом в алфавит" (Виеру Г. На что похожа азбука), "А - начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать ее легко: ноги ставит широко!" (Шибаев А. На что похожи буквы). Такие стихи полезно не только читать детям, но так же и заучивать их наизусть.

В настоящее время на рынке развивающих игр - огромное количество готовых игр, которые могут помочь ребенку выучить буквы. Все эти игры - яркие и красочные. Но игры, направленные на изучение букв, в основном разработаны по одному принципу: нужно находить буквы и картинки с изображениями предметов, начинающихся на эти буквы. Таким образом, они тренируют умение выделять первый звук в слове и запоминание букв одновременно. А ведь в дошкольном возрасте далеко не все дети легко определяют первый звук в слове. Чтобы использовать такие игры в целях заучивания букв, нужно заранее потренироваться в назывании первого звука в слове. Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности порядка предъявления слов:

- слова, где первый звук - А, У, И, Э, О (только под ударением);

- слова, где первый звук - отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т.д.);

- слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д.);

- слова, начинающиеся на мягкий согласный в слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т. д.);

- слова, где первая буква - Е, Ё, Я, Ю.

Особое внимание обратите на ошибки ребенка в таких заданиях, например, когда ребенок вместо звука 3 выделяет С, вместо Б - П, вместо Д - Т, вместо Г - К, вместо Ж - Ш. Если такие ошибки ребенок допускает часто, обязательно проконсультируйтесь по данному вопросу у логопеда.

Готовых игр может быть недостаточно, чтобы ребенок уверенно называл буквы. Вашему вниманию предлагаются оригинальные и полезные игры, которыми вы можете воспользоваться при желании и необходимости.

Разрезные буквы

Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две части (затем можно эти же буквы дополнительно разрезать, так чтобы получалось 3-5 деталей). Предлагайте ребенку собирать буквы, предъявляя части разными способами:

- части одной буквы;
- части одной буквы + одну часть от другой буквы;
- части 2-3 букв одновременно.
http://adalin.mospsy.ru/img4/adalin4.gif

Особое внимание уделите подбору букв для одновременного складывания двух и более букв. Сначала подбирайте для такого задания буквы, разница во внешнем виде которых очевидна, например: А и Р, С и И. Когда ребенок освоит этот уровень, можно предъявлять одновременно части схожих по написанию букв, например: Р и В, Ш и Е, Н и П.

Не забывайте называть или спрашивать ребенка, какая получилась буква!

Такая игра очень похожа по своему принципу на разрезные картинки, в которые любят играть все дошкольники. Игра способствует не только запоминанию букв, но и развитию наглядно-действенного мышления, поможет предупредить ошибки в написании букв (зеркальное написание, написание "вверх ногами", ошибочное написание вместо заданной буквы схожей с ней по внешнему виду).

Узор из букв

Увлекательным занятием могут стать "пространственные загадки" из букв.

Чтобы их изготовить, вам потребуется набор цветной бумаги или картона. Сложите лист бумаги по вертикали и горизонтали. На получившейся четверти листа нарисуйте букву так, чтобы ее контур максимально занимал пространство. Вырежьте букву, не разворачивая листа, разверните.

Покажите ребенку получившийся узор. Спросите, из какой буквы получился узор. На глазах ребенка сложите лист вчетверо - покажите отгадку.

http://adalin.mospsy.ru/img4/adalin5.gif

Можно и самому ребенку поручить проверку отгадки. Так у ребенка появляется возможность выбрать правильное расположение буквы в пространстве. Это будет способствовать профилактике пространственных ошибок в написании букв в дальнейшем (зеркальное написание, написание "вверх ногами").

Игра развивает пространственное и образное мышление.

Найди и подчеркни

Для этой игры потребуется любой текст с крупным шрифтом (старая детская книжка, возможно букварь или азбука, рекламка из почтового ящика). Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать букву, которую с ним заучиваете. Не забывайте называть или спрашивать, какую букву ребенок ищет. В другой раз букву можно зачеркивать, обводить в кружочек, ставить под/над ней точку...

При успешном выполнении подобных заданий можно предложить одновременно искать две буквы и их подчеркивать, а наиболее сложный вариант упражнения - находить две буквы одновременно, но отмечать их разными знаками (например, Н - зачеркнуть, И - обвести в кружочек).

Задание полезно на всех этапах обучения чтению (даже для читающих детей), так как еще и тренирует внимательность.

Какая буква выглянула в окошко?

Можно использовать любые крупные буквы из разрезной азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с "окошком" любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву "в окошке" (по ее фрагменту).

http://adalin.mospsy.ru/img4/adalin6.gif

Одну и ту же букву можно загадывать многократно, изменяя предъявляемый фрагмент "в окошке".

Игра развивает пространственное мышление и внимание.

От какой буквы деталь?

Напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать.
http://adalin.mospsy.ru/img4/adalin7.gif

Вы можете просить ребенка назвать все буквы, которые содержат этот элемент, если вариантов ответов несколько.

Если ребенок умеет писать, можно предложить ему дописать незаконченные буквы:

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07m.shtml

Игра развивает воображение, поможет предупредить ошибки при написании букв.

Какие буквы спрятались?

Предложите ребенку угадать, какие буквы спрятались в этих картинках. Если задания нарисовать на отдельных листах, то ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. Если ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить букву на общем фоне.

http://adalin.mospsy.ru/img4/adalin9.gif

Задание развивает зрительное восприятие.

Количество заданий, созданных подобно этим, может быть ограничено только вашим желанием.

Какая буква следующая?

Сидя рядом с ребенком, напишите цепочку из букв:

АЛАЛА

Попросите угадать, какая буква должна быть следующей. Ее ребенок может выбрать из букв разрезной азбуки и положить в продолжение ряда или написать самостоятельно. Пусть ребенок называет буквы!

Это задание представляет собой логическую закономерность, развивает логическое мышление и внимание.
Можно предлагать и другие виды чередования букв, например:

ААЛЛААЛЛ   
АЛЛАЛЛА   
АЛАПАЛАП
и т.д.

Уместным здесь будет вопрос: нужно ли выучить весь алфавит, прежде чем переходить к чтению слога? Нет, не нужно! Чтобы начинать освоение чтения слогов, достаточно знать гласные буквы и несколько согласных. Какие буквы изучить первыми, поможет определить Азбука или Букварь, по которому вы будете учить ребенка читать.

Итак, когда вы будете учить малыша буквам, помните!

- Целесообразнее пока называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П".

- Не торопитесь спрашивать ребенка, какая это буква. Чем дольше этап называния буквы взрослым и поиска ее по заданию, тем проще ребенку будет самостоятельно вспоминать названия букв в дальнейшем.

- Одновременное обучение чтению и печатанью не обязательно.

- Для перехода к чтению слогов не обязательно заучивать все буквы алфавита.

- Если возникли трудности в запоминании букв, если эти трудности устойчивы даже при разнообразии приемов запоминания, обратитесь за консультацией логопеда.

Автор: В.В. Мамаева
тут


Вы здесь » Капельки радости » Дети » Развитие речи


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно