«Найди различие»
Игра, аналогичная предыдущей, но искать надо противоположные признаки. Та же пара – книга и стол – у стола есть ножки, у книги нет.
«Найди пару»
Из нескольких, выложенных на столе карточек нужно как можно быстрее составить пары, имеющие хотя бы один общий признак (вариант – как можно больше общих признаков) и объяснить свой выбор
«Четвертый лишний»
Взрослый заранее подбирает несколько рядов по четыре карточки. Три из них имеют один общий признак (любой), а четвертая – не имеет его. Лишняя карточка может располагаться в любом месте ряда (в начале, в середине, в конце). Ребенок должен найти лишнюю карточку и объяснить свой выбор. Одна и та же задача может иметь несколько решений. Поощряйте ребенка, нашедшего нестандартное решение. Задание: ведро, кастрюля, тарелка, пузырек с краской. Что лишнее? Краска, потому что это не посуда. Или тарелка, потому что она не имеет цилиндрической формы, в отличие от остальных предметов. И так далее.
«Что изменилось?»
Составьте дорожку из картинок (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку, потом отвернуться. Измените расположение одной картинки (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение картинок.
«Как было?»
Составьте дорожку из картинок. Пусть ребенок посмотрит на нее. Уберите дорожку. Предложите восстановить первоначальное расположение картинок по памяти.
«Заселяем дом»
Нарисуйте на куске старых обоев простейший силуэт домика – квадратный с треугольной крышей. Квадрат разделите на четыре части – это будут квартиры. Выберите картинки, изображающие живых персонажей – животных или людей. Диктуйте ребенку примерно следующее:
На первом этаже будет жить кошка (можно спросить – где ты хочешь ее разместить, справа или слева) - посади ее домой.
А рядом с ней собачка (можно добавить, где она оказалась - справа или слева от кошки?).
Над ней поселим зайку.
Рядом с ним – лисичку.
Зверушки собираются ходить друг к другу в гости. Ходить можно только по прямой, а не по диагонали. Ребенок четырех лет может перекладывать сами картинки. А пяти - шестилетка – выполнять задания устно. Дополнительные вопросы ребенку:
Куда может пойти зайка (а он у вас находится, например, в верхнем правом углу)? Правильный ответ - или вниз, или налево (можно сказать или показать).
К кому может пойти кошка (за один ход)? Правильный ответ - к собачке или к лисичке (то есть указать не направление, а персонаж).
От кого может попасть домой собачка? (ответ - персонаж)
Откуда может попасть зайка? (ответ - направление - снизу, справа )
За сколько шагов зайка попадет в гости к кошке, к собачке? За сколько шагов он попадет домой от кошки, от лисички?
Может ли зайка попасть в гости к лисичке за один ход? А к кошке?
Кто живет справа от лисички? Слева от собачки?
Кто живет над кошкой? Под зайкой?
Усложнением игры могут послужить рисунки с более «вместительными» домиками. Например, на шесть квартир (два этажа, на каждом по три квартиры). Или на девять квартир (три этажа по три квартиры). Предложите ребенку расселить персонажи под диктовку или по собственному желанию, комментируя вслух, где кто будет жить. Пусть к персонажам приходит почтальон или они ходят друг к другу.
Дополнительные вопросы ребенку:
Куда может пойти тот или иной персонаж (направо, налево, вверх или вниз)?
К кому из персонажей он может пойти за один шаг? За два? За три? Покажи все варианты пути от одного к другому.
От кого из персонажей он может попасть домой за один шаг? За два? За три? Покажи все варианты пути.
За сколько шагов он может попасть в гости к тому или иному персонажу? За сколько шагов он попадет домой от другого персонажа?
Может ли один из персонажей попасть к другому за один ход? За два? За три?
Кто из персонажей может попасть к такому-то за один ход? За два? За три?
Кто живет справа, слева, сверху или снизу от названного персонажа?
Кто живет между одним и другим?
Если вы учите ребенка читать, напишите слова к картинкам на таких же карточках и разложите их «по квартирам». Пусть ребенок заселяет дом, используя «таблички на дверях».
«Разложи по порядку»
Дайте ребенку несколько карточек (произвольно). Если он еще не знает алфавит наизусть, произносите его вслух, предлагая ребенку разложить имеющиеся карточки в алфавитном порядке. Если ребенок знаком с алфавитом, пусть раскладывает самостоятельно.
«Слово из картинок»
Разложите на столе некоторое количество картинок. Назовите любое (не слишком длинное слово). Предложите ребенку найти картинку, которая начинается с первой буквы произнесенного слова. А затем выкладывать в ряд другие картинки, соответствующие остальным буквам слова. Сначала помогайте ребенку в выполнении задания. Потом пусть справляется сам. Если детей несколько, можно устраивать соревнование на время.
«Придумай сам»
Предложите ребенку задать вам задачу «Сортировка», «Найди сходство», «Найди различие», «Найди пару» или «Четвертый лишний» или другие и проконтролировать правильность выполнения вами данного задания.
Придумайте другие игры с картинками. Используйте их как счетный материал.
здесь